С чего начать керамисту-новичку?
Вы сходили на первый в жизни мастер-класс по керамике и хотите продолжить создавать изделия из глины? Или, может быть, у вас совсем нет опыта, но очень хочется попробовать?
Расскажем, с чего начать, как не допустить самых распространенных ошибок, где и какие материалы приобрести, и что делать дальше.
Часто, приходя на свой первый МК, люди хотят сделать сразу сервиз или хотя бы чайник. Но начинать стоит с вещей попроще: стаканчика или пиалки, кружки или небольшой тарелки. Когда у вас будет больше опыта и вы начнете лучше понимать как ведет себя глина в работе, можно будет перейти к более сложным или большим изделиям.
Выбор материалов
В студии вам предоставят все необходимые материалы и инструменты, но если вы начинаете самостоятельно, первый вопрос, который вам предстоит решить - это покупка материалов. В керамике два основных материала - это глина и глазурь, и их можно купить в магазинах для керамистов, например - в КерамистамРу.
Итак, как же выбрать материалы из всего существующего сейчас многообразия?
Глина
Раньше глину копали самостоятельно, ее залежи можно было найти по берегам рек, в оврагах, и работать приходилось с тем, что есть поблизости. Сейчас же природный материал дорабатывается на заводах, для удобства работы и для достижения нужных качеств в глину добавляют дополнительные компоненты, и на выходе у нас получаются самые разные керамические массы: на высокую или низкую температуру обжига, разного цвета и свойств. Конечно, речь идет о тех массах, для которых нужен обжиг от 1000°C и выше, а не о самозастывающих или тех, что можно обжечь в духовке.
Для выбора керамической массы в магазине нужно определиться со следующими параметрами:
- температура обжига
- цвет массы
- содержание шамота в глине
- размер упаковки
Температура обжига керамической массы
Первое, с чем нужно определиться - это температура обжига. Скорее всего печь вы купите не сразу, и вам нужно найти какую-то студию или коворкинг, куда вы сможете отнести свои работы на обжиг. Например, такую услугу оказывают в Академии Керамики. Заранее уточните, на какой температуре они работают.
Массы бывают низкотемпературные, обычно их жгут в диапазоне 1050-1100°C, из них лучше делать декоративные изделия, которые не контактируют с водой: мисочки для печенья, тарелки для хлеба, вазочки для сухоцветов, подставки под благовония, блюдечки для колец.
Если очень хочется сделать какую-то утилитарную посуду для своего личного пользования, это допустимо, но такая посуда будет относительно недолговечной и более хрупкой, чем из специальных масс.
Высокотемпературные массы же обычно обжигаются на 1200°C и выше и среди них уже есть подходящие для производства посуды. Какие именно - лучше уточнить у продавцов при оформлении заказа, вам обязательно подскажут.
Цвет керамической массы
Теперь, когда вы определились с вашей рабочей температурой, важно выбрать цвет керамической массы.
Массы бывают белоснежные и просто светлые (кремовые, бежевые), красные, серые, черные и желтовато-песчаные. Обращайте внимание именно на фото пробников на сайте, а не на цвет сырой массы - он зачастую отличается о того, что будет после обжига. Черная в сыром виде масса может после обжига стать белой, а голубая - красной.
Фотографии пробников обычно предоставляются на разную температуру обжига, смотрите те, которые указываются для максимальной, потому что по мере роста температуры цвет массы тоже чаще всего изменяется. Масса, которая заявлена черной, будет такой на 1200 °C, а на 1000 °C - светло-серой.
На белых и светлых массах глазури выглядят ярче всего, поэтому если вы планируете полностью красить изделие - выбирайте такие массы. Например, на низкую температуру это может быть французская масса FA300 без шамота или FA300CHF с шамотом, турецкая масса REFSAN. Если же вы хотите делать качественную крепкую посуду, то обратите внимание на GE221, фарфор Refsan, масса Тура Алтa, массы 31/1 или Лён.
На цветных массах глазури будут смотреться иначе, чем на пробниках, представленных в магазинах, зато цветной черепок, если он не впитывает воду, можно оставлять частично не покрытым глазурью.
Красные массы часто используют для молочения или для традиционной росписи ангобами под дальнейшее покрытие прозрачной глазурью. Из таких масс советуем обратить внимание на FA200 c шамотом и без, красную массу Витольдглина.
Содержание шамота
Что же такое шамот? Это мелкая крошка, изготовленная из уже обожженной массы. Бывают массы совсем без него, они однородные наощупь, поверхность изделия из такой массы ровная, гладкая. А масса с добавлением шамота на ощупь как будто с песочком, мелким или крупным. Шамот бывает разного размера, от совсем деликатного, пылевидного (обычно его обозначают индексом imp - impalpable), до аккуратного мелкого (до 0,2 мм) и уже хорошо ощутимого (0,5 мм) и совсем крупного - 1 мм и крупнее.
Шамот добавляют в массы для того, чтобы изделие лучше держало стенку, не трещало в сушке, из такой массы можно делать более высокие и крупные изделия, а еще шамот добавляет массе выразительности и фактуры.
Для начала советуем вам брать массы с шамотом до 0,2 мм включительно, особенно если вы хотите делать посуду, а потом, когда лучше поймете, что это такое, можно поэкспериментировать с массами с крупным шамотом. Такие массы хорошо подойдут для декоративных вещей или больших интерьерных блюд.
Размер упаковки
Что касается размера, то стандартная заводская фасовка масс - 10 килограммов, но иногда фасуют и меньше, по 2,5 и 5 кг. Конечно, чем больше упаковка, тем выгоднее получается стоимость, но если вы только начинаете и хотите попробовать побольше разных масс для сравнения, удобнее покупать в
маленькой развесовке.
Глазури
Обожженная первый раз, ничем не покрытая глина будет выглядеть скучно, да к тому же если это низкотемпературная масса, будет легко пачкаться и пропускать воду. Поэтому чаще всего глину покрывают глазурью.
Глазурь - это цветное, твердое, блестящее или матовое водостойкое покрытие, для которого нужен второй, политой (или глазурный) обжиг, во время которого сухой порошок плавится и превращается в стекло.
Глазури тоже делятся по температуре обжига, поэтому подбирать глазурь нужно на ту же температуру, на которую жжется ваша масса. Продаются они либо в порошке, который нужно дополнительно готовить к работе, либо в уже готовой жидкой суспензии, которую останется только хорошо перемешать - и можно наносить.
Глазурь в порошке можно сделать более жидкой и покрывать изделие, окуная его в глазурь или поливая глазурь на него, а можно сделать густой и наносить кистью.
Готовая же глазурь в баночке предназначена только для нанесения кистью. Для тех, кто только начинает работать с глиной, готовый вариант будет намного удобнее и понятнее в работе. Для новичков рекомендуем готовые глазури в баночках производителей Главглазурь или REFSAN.
Обратите внимание: глазурь «из баночки» всегда наносится на изделие в два-три слоя, если не рекомендуется другое, иначе слой будет сильно неоднородный и тонкий. Потренируйтесь красить на небольшом пробнике, наносите следующий слой после того как предыдущий высох и работайте кистью в разных направлениях, чтобы избежать проплешин. Если глазурь слишком быстро сохнет, а кисть залипает на черепке, либо увлажните черепок перед покраской с помощью губки, либо немного разведите глазурь водой.
Глазури бывают самых разных цветов и фактур. Белые и прозрачные, однородные цветные и с разноцветной крапинкой, эффектарные: имитирующие металл, переливающиеся, многоцветные с эффектом плавного перехода цвета и так далее. Подобрать глазурь к массе вам поможет сотрудник магазина, но все равно перед тем как наносить его на изделие, лучше сделать небольшой пробник, чтобы потренироваться в работе с конкретной глазурью на конкретной массе.
Способы лепки из глины
Итак, вы определились с тем, где и на какую температуру будете обжигать, выбрали массу и глазури. Теперь разберемся в том, какие есть способы лепки и что нам для этого понадобится.
Кроме гончарки, осваивать которую самостоятельно довольно непросто, да к тому же нужен гончарный круг, есть несколько способов ручной лепки:
- лепка из кома
- из жгутов
- из пласта
Самый простой способ лепки - это, пожалуй, лепка из кома, когда изделие формуется целиком из одного куска. Так можно сделать небольшую чашку, миску или тарелочку.
При лепке из жгутов глина раскатывается в длинные равномерные по толщине колбаски и форма изделия набирается спиралями в высоту. Важно, чтобы каждый следующий слой был хорошо соединен с предыдущим, иначе при высыхании изделие развалится. Таким способом хорошо создавать высокие и узкие изделия или изделия сложной формы.
Работа с пластом хороша для геометрических форм с четкими гранями, углами и плоскостями. Глина раскатывается в пласт однородной толщины, немного подсушивается и из нее по выкройке вырезаются детали. После того как они подсохли, на торцах делают насечки и все детали соединяются друг с другом на шликер.
Шликер - это та же глиняная масса, только жидкая, как сметана. Она используется для более прочного и удобного соединения деталей, как то ручек, хватков, носиков. Это своеобразный «глиняный клей». Самостоятельно удобнее всего приготовить такой шликер из мелких сухих обрезков массы, залив их небольшим количеством воды на несколько часов и потом хорошо перемешав до однородности.
Инструменты
Теперь перейдем к инструментам. Для всех видов ручной лепки их нужно не так-то много.
Во-первых, понадобится какая-то подложка для лепки: это может быть обрезок фанеры, большая деревянная разделочная доска или кусок гипсокартона: любой впитывающий воду материал. К пластику, металлу или стеклу глина будет прилипать.
Нужный объем глины от брикета отрезают специальной струной, но на первых порах можно обойтись кусочком рыболовной лески.
Необходимая вещь для работы - нож. Подрезать и выровнять кромку, вырезать деталь из пласта, и любые другие доводочные работы. Для этих целей хорошо подойдет макетный нож с острым сменным лезвием, его можно купить в любом канцелярском или строительном.
Обязательно нужна губка. На крайний случай подойдет и обычная кухонная, но удобнее будет специальная, круглая и мягкая. Губка пригодится на финишном этапе для выравнивания и замывания поверхности, а также для того, чтобы удалять перед политым обжигом глазурь в тех местах, где ее быть не должно.
Скалка - незаменимый инструмент в хозяйстве керамиста. Все, что делается из пласта, немыслимо без скалки. Можно раскатывать ровный пласт на глаз, но удобнее будет воспользоваться направляющими: это такие длинные плоские рейки, которые служат упором для скалки.
Для нанесения насечек при приклеивании деталей или для изготовления отверстий в бусинах понадобится шило. Можно заменить толстой сапожной иглой, но работать шилом, конечно, удобнее.
Наносить шликер на места склейки деталей проще всего небольшой (около 5-7 мм по ширине) жесткой кистью.
Для глазуровки же больше подойдет более мягкая синтетическая или натуральная кисть.
Этого минимального набора вам хватит для того, чтобы сделать основные несложные формы.
Дополнительно можно обзавестись деревянной кухонной лопаткой (ей удобно выравнивать стенки изделий), самыми разными инструментами для оттиска декора (от пуговиц и кружева с красивым узором до специальных штампов и фигурных скалок), петелек для вырезания фактуры и пластиковыми контейнерами с крышками для хранения глины.
Этапы изготовления изделия из глины
Теперь пройдемся по этапам изготовления изделия. Их несколько:
- подготовка глины
- лепка изделия
- сушка
- замывка
- нанесение ангоба
- утельный обжиг
- глазуровка
- политой обжиг
Подготовка глины
Самое первое и очень важное: глину, даже купленную в магазине и мягкую, необходимо перед работой перемять. Если в заготовке влага будет распределена неравномерно, вам будет неудобно с ней работать, а еще такое изделие может треснуть или деформироваться в сушке. Поэтому отрезаем необходимый по размеру кусочек глины от брикета и переминаем его на подставке из впитывающего материала. Как правильно переминать глину, можно посмотреть в видео-материалах на ютьюбе.
Лепка
Когда глина перемята, можно приступать к лепке. Если вы лепите из жгутов, стоит предварительно подготовить какое-то количество заготовок и накрыть их пленкой, чтобы влажность сохранялась одинаковой на протяжение всего процесса лепки. В случае же с пластами, наоборот, вырезанные детали откладываются в сторону на гипсовые, деревянные или гипроковые дощечки и сушатся до того состояния, когда перестают прогибаться и деформироваться, но еще не начинают крошиться и трещать.
После того как готова основная форма, лепятся приставные детали и соединяются вместе, когда влажность всех частей одинакова. Не стоит к подсохшей чашке крепить влажную, только что слепленную ручку, и наоборот. Это приведет к трещинам в местах стыка, к непрочному креплению или даже к сквозной трещине в ручке.
Сушка
Когда изделие закончено, наступает этап сушки, в это время из глины уходит вода, которую туда добавили, чтобы материал стал пластичным. На воздухе вода испаряется, изделие уменьшается в размерах, это называется «воздушная усадка». Важно, чтобы оно изменялось в размерах равномерно, без резких перепадов. Поэтому не стоит оставлять работы на сушку около обогревателей, батарей, открытых окон и на сквозняке. Лучше поставить их на стеллаж все на ту же фанеру или гипсокартон.
Чашки и стаканы ставим донышком вверх, иначе кромка будет сохнуть в первую очередь и может потрещать. Тарелки, наоборот, ставим дном вниз и прижимаем по центру небольшим кусочком гипса или пакетом с песком/крупой. Это нужно, чтобы во время сушки дно не выгнуло наверх.
Если ручки/бортики/другие более тонкие и выступающие детали сохнут слишком быстро, оберните их полиэтиленовой пленкой. Если же в помещении слишком сухо или жарко, накройте все работы пленкой, это снизит скорость сушки и сделает ее более равномерной.
Время сушки сильно зависит от размера изделия, толщины стенок, температуры и влажности в помещении, но в среднем оно занимает от двух дней до недели.
Когда изделие высохло (оно станет светлее и перестанет быть холодным и влажным на ощупь), можно переходить к замывке.
Замывка
Замывка - это финальная предобжиговая обработка поверхности высохшей глины. Влажной губкой проходимся по всем неровностям, следам от пальцев, кисти, шероховатостям, прилипшим кусочкам глины. Губка не должна быть слишком мокрой, чтобы не размочить черепок. Если работа сделана из шамотированной глины, замывка «поднимет» на поверхность частички шамота, фактура станет шершавой. Если вы не хотите такого эффекта, все необходимо загладить еще на влажной работе, замывка губкой в таком случае не подойдет.
Ангобирование
Изделие высохло, и самое время поговорить о еще одном способе декора и еще одном материале: ангобах.
Ангоб - это глина, разведенная до состояния сметаны, в которую добавлены различные пигменты. Можно считать, что это своеобразные краски для керамики. В отличие от глазурей, ангобы не образуют блестящего водоотталкивающего покрытия, поэтому нуждаются в покрытии бесцветной глазурью, но это уже во втором обжиге.
А пока что мы можем нанести рисунок на кожетвердое (это когда часть влаги ушла, глина уже не деформируется и при попытке это сделать, будет трещать, но еще хорошо режется и царапается без сколов) или полностью высохшее изделие. Момент, когда удобнее наносить ангоб, будет зависеть от материалов и толщины слоя нанесения ангоба, поэтому придется поэкспериментировать. Ангобы продаются либо в виде порошка, либо в виде уже готовой к нанесению суспензии, и их можно смешивать между собой для получения новых цветов.
На полностью высохшее изделие не рекомендуется наносить слишком толстый слой ангоба, из-за этого он может отскочить.
После замывки или нанесения ангоба изделие снова нужно хорошо просушить, и только тогда ставить в первый обжиг. Хорошая сушка - это очень важно, потому что оставшаяся в изделии влага порвет его на первых 100-200 градусах обжига. Вода, переходящая в пар, расширяется очень резко и сильно, и черепок просто не выдерживает такого давления.
Утельный обжиг
Рекомендации по программе утельного обжига вам подскажут в магазине, где вы приобретаете глину, но в среднем можно ориентироваться на температуру 900-1000С° и скорость набора 100С°/час, если у вас печка до 70 литров.
Также готовые графики обжигов для различных масс выложены у нас на сайте.
Вы получили изделия после первого обжига. Они уже звонкие, относительно прочные, не боятся воды, но все еще довольно хрупкие и зачастую очень пористые: вода в них впитывается мгновенно. Теперь их нужно покрыть глазурью.
Глазуровка
Если вы декорировали поверхность ангобом, вам понадобится обычная бесцветная глазурь. Под ней цвета ангобов станут ярче, насыщеннее, а черепок будет надежно закрыт от грязи и влаги слоем прозрачного стекла.
Если же декора не было, выбирайте любую понравившуюся глазурь, подходящую по температуре вашей массе и под ваши задачи. Не забудьте сделать пробники, ведь глазури очень разные по потечности, и если у вас изделие с вертикальной стенкой, нужно заранее рассчитать, какой вам нужен слой глазури.
После глазуровки изделие снова нужно хорошо просушить, прежде чем проводить политой обжиг.
Политой обжиг
Обжиг керамики, особенно с глазурью - технологически сложный процесс, на него влияет множество факторов, и иногда может получаться брак покрытия. Цек, отскок, сборка, наколы, пузыри и другое. Подробно о браке в керамике вы можете почитать на нашем сайте.
Больше информации о технологии керамических процессов, выборе материалов, техниках и многом другом можно узнать на следующих образовательных ресурсах:
- статьи на сайте
- канал Керамистам.ру в Телеграм
- в Керамчате в Телеграм возможно задавать вопросы сотрудникам нашего магазина и другим, более опытным керамистам.
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях