Керамическая глазурь - это тонкий стекловидный слой на поверхности черепка, обеспечивающий функциональные и декоративные свойства изделия. Как правило, глазурь состоит из диоксида кремния (стеклообразователь), оксида алюминия (стабилизатор), флюсов (отвечают за то, чтобы кварц с температурой плавления выше 1700 градусов расплавился на гораздо более низкой температуре) и различных добавок, обеспечивающих нужный цвет или эффект.
Температура обжига глазури связана с содержанием в ней флюсов (плавней). Чем она выше, тем меньше в ее составе флюсов. Поэтому среди низкотемпературных глазурей довольно много мягких (легко царапаются) и химически нестабильных (разрушаются при контакте с кислой средой).
Правильно подобранная глазурь повышает прочность изделия, делает его водонепроницаемым, защищает от грязи и воздействия кислот и щелочей.
Самое первое, на что стоит смотреть - это температура. Для любой глазури существует рекомендованный диапазон обжига. Почему это именно диапазон, а не точная температура: глазурь - это стекло, то есть аморфное, а не кристаллическое вещество. У стекла есть интервал размягчения, в течение которого процесс происходит постепенно. Потому на глазури будет указана температурная вилка, внутри которой глазурь уже полностью расплавится и некоторое время будет сохранять заявленные свойства, постепенно становясь более потечной. Важно понимать, что пробники производителя или продавца сделаны в рамках этой температурной вилки.
Если обжечь глазурь ниже заявленного интервала, она скорее всего недожжется: останется матовой, рыхлой, не набравшей цвет и предполагаемые эффекты. Кстати, в этом заключен секрет многих матовых глазурей: это слегка недожженные глянцевые. Вы можете пережечь такую глазурь на 20-30 градусов выше, и, вполне возможно, она начнет блестеть.
Если же сильно превысить рекомендованную температуру обжига, глазурь может стать очень потечной, некоторые пигменты выгорят, а заявленные эффекты не проявятся.
Кроме температуры важны также скорость и выдержка. Поэтому указанный производителем температурный промежуток - это ориентир, с учетом которого рекомендуется делать собственные пробники, со своими массами и на своих режимах обжига.
Для многих глазурей результат может отличаться даже в пределах рекомендованного диапазона: они так устроены, что небольшие температурные колебания будут влиять на процессы, происходящие в обжиге, и с разницей конечной температуры в 10-20 градусов вы получите разный результат. Даже режим охлаждения может повлиять на результат политого обжига. Особенно это важно для кристаллических глазурей, вся красота которых образуется именно в процессе охлаждения.
К микрокристаллическим глазурям относятся так называемые «истинные матовые» глазури. Если один вариант получить матовую поверхность - это недожог, то второй заключается в росте микрокристаллов в процесс охлаждения глазури. Они настолько маленькие, что глазом мы их не видим, но их фактура на поверхности создает эффект матовости и шершавую на ощупь поверхность. Такие матовые глазури могут быть в том числе потечными, и если обжечь их выше заявленной температуры, глянцевыми они не станут: их «матовость» заложена в их химическом составе.
Самыми простыми в применении с точки зрения температурного диапазона будут однотонные эмали (это вязкие, плотные, хорошо перекрывающие цвет черепка глазури), глазури "в крапинку" (с разноцветными мелкими кусочками разноцветного стекла), бесцветные глазури и цветные прозрачные. С повышением температуры обжига они будут постепенно становиться более потечными и менее яркими.
Выбирая глазурь под свой проект, обязательно обращайте внимание на ее прозрачность/непрозрачность. Степень просвечиваемости глазурей бывает разной: от максимально прозрачных глянцевых бесцветных глазурей до почти непрозрачных цветных эмалей и совсем непрозрачных матовых - тех, что по сути не дожглись и так и не превратились в глянцевое спеченное стекло.
На цветных массах просвечивающие глазури будут выглядеть иначе, чем на светлых. А некоторые цветные массы еще и реагируют с глазурями в процессе обжига, меняя химию состава. Так бывает, например, с массами, богатыми марганцем. На них измениться визуально могут даже плотные непросвечивающие эмали.
Глазури, которые называют эффектарными, чувствительны ко множеству факторов. И к составу и цвету массы, и к режиму обжига и охлаждения, и к слою нанесения. Получить результат, близкий к тому, что вы видите на пробнике в магазине, можно будет при соблюдении тех же условий обжига и на светлой массе, так как образцы для продажи обычно делают именно на светлых массах.
Упомянутые уже выше кристаллические (макрокристаллические) глазури, наверное, самые сложные в использовании и требующие терпения и большого количества пробников. Режим обжига к каждой такой глазури подбирается индивидуально: важно, на какой температуре при остывании и на какое время будет сделана выдержка, чтобы кристаллы выросли максимально большими. Отдельная сложность заключается в том, что из-за длительной выдержки эти глазури очень сильно текут: к изделиям даже делают специальные подставки-ловушки, которые после обжига откалывают от изделия, а донышко затем тщательно шлифуют.
Отдельно среди глазурей с «эффектами» можно выделить составы, имитирующие металл, глазури-кракле и глазури с «механическими» эффектами: лавы, сборки.
Разнообразные «золотые» и прочие «драгоценные» глазури - это просто имитация металлического покрытия. В 99% случаев глазури с сильным металлическим блеском, «коррозией» или «нефтяной пленкой» категорически не подходят для посуды. Они нестабильны при контакте с кислой средой, а эффект им придает тончайшая пленка на поверхности, которая легко слезет при использовании посуды по назначению. Если вам нужен стабильный и безопасный результат, используйте препараты золота, платины и серебра.
Глазури-кракле - это глазури с "запрограммированным" цеком. У них достаточно высокий КТР, рассчитанный на то, что на большинстве масс глазурь даст трещины. Если вдруг такая глазурь не дает цека в ваших условиях, значит, масса и глазурь близки по КТР, и нужно сменить массу для достижения нужного эффекта. "Кракле" - это просто художественный термин, а природа явления та же, что в случае со случайным, незапланированным цеком.
Глазури-сборки (дающие эффект от растресканной краски до мелких округлых бусин-капель) и вулканические глазури с эффектом пены - это составы, где нежелательный в других случаях брак (сборка и пузыри) получен специально и даже умышленно масштабирован. Это глазури допускаются только на художественных изделиях или на наружной стороне посуды, если они достаточно прочны и не принесут дискомфорта в использовании.
Отдельно стоит отметить «глупы» (англ. Gloop). Глупом называют очень вязкий, непотечный состав, слабо меняющий приданную ему до обжига форму. С помощью глупа можно декорировать поверхность изделия объемными точками и каплями, делать выступающий рельеф, добавляя довольно большой объем глазури, без риска, что в обжиге она стечет на полку. По большому счету, для этого подойдет любая вязкая эмаль, потечность которой можно дополнительно уменьшить, понизив температуру обжига.
Удачи в выборе подходящей вам глазури и творческих успехов!
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва
Температура обжига глазури связана с содержанием в ней флюсов (плавней). Чем она выше, тем меньше в ее составе флюсов. Поэтому среди низкотемпературных глазурей довольно много мягких (легко царапаются) и химически нестабильных (разрушаются при контакте с кислой средой).
Правильно подобранная глазурь повышает прочность изделия, делает его водонепроницаемым, защищает от грязи и воздействия кислот и щелочей.
Характеристики глазурей
Единой стройной классификации глазурей не существует, и попытка придумать свою классификацию приведет к появлению очередной, но не полной, поэтому мы просто рассмотрим в целом, какие глазури вы можете встретить в магазинах, какие у них есть особенности и на что обращать внимание при выборе глазури.Самое первое, на что стоит смотреть - это температура. Для любой глазури существует рекомендованный диапазон обжига. Почему это именно диапазон, а не точная температура: глазурь - это стекло, то есть аморфное, а не кристаллическое вещество. У стекла есть интервал размягчения, в течение которого процесс происходит постепенно. Потому на глазури будет указана температурная вилка, внутри которой глазурь уже полностью расплавится и некоторое время будет сохранять заявленные свойства, постепенно становясь более потечной. Важно понимать, что пробники производителя или продавца сделаны в рамках этой температурной вилки.
Если обжечь глазурь ниже заявленного интервала, она скорее всего недожжется: останется матовой, рыхлой, не набравшей цвет и предполагаемые эффекты. Кстати, в этом заключен секрет многих матовых глазурей: это слегка недожженные глянцевые. Вы можете пережечь такую глазурь на 20-30 градусов выше, и, вполне возможно, она начнет блестеть.
Если же сильно превысить рекомендованную температуру обжига, глазурь может стать очень потечной, некоторые пигменты выгорят, а заявленные эффекты не проявятся.
Кроме температуры важны также скорость и выдержка. Поэтому указанный производителем температурный промежуток - это ориентир, с учетом которого рекомендуется делать собственные пробники, со своими массами и на своих режимах обжига.
Для многих глазурей результат может отличаться даже в пределах рекомендованного диапазона: они так устроены, что небольшие температурные колебания будут влиять на процессы, происходящие в обжиге, и с разницей конечной температуры в 10-20 градусов вы получите разный результат. Даже режим охлаждения может повлиять на результат политого обжига. Особенно это важно для кристаллических глазурей, вся красота которых образуется именно в процессе охлаждения.
К микрокристаллическим глазурям относятся так называемые «истинные матовые» глазури. Если один вариант получить матовую поверхность - это недожог, то второй заключается в росте микрокристаллов в процесс охлаждения глазури. Они настолько маленькие, что глазом мы их не видим, но их фактура на поверхности создает эффект матовости и шершавую на ощупь поверхность. Такие матовые глазури могут быть в том числе потечными, и если обжечь их выше заявленной температуры, глянцевыми они не станут: их «матовость» заложена в их химическом составе.
Самыми простыми в применении с точки зрения температурного диапазона будут однотонные эмали (это вязкие, плотные, хорошо перекрывающие цвет черепка глазури), глазури "в крапинку" (с разноцветными мелкими кусочками разноцветного стекла), бесцветные глазури и цветные прозрачные. С повышением температуры обжига они будут постепенно становиться более потечными и менее яркими.
Выбирая глазурь под свой проект, обязательно обращайте внимание на ее прозрачность/непрозрачность. Степень просвечиваемости глазурей бывает разной: от максимально прозрачных глянцевых бесцветных глазурей до почти непрозрачных цветных эмалей и совсем непрозрачных матовых - тех, что по сути не дожглись и так и не превратились в глянцевое спеченное стекло.
На цветных массах просвечивающие глазури будут выглядеть иначе, чем на светлых. А некоторые цветные массы еще и реагируют с глазурями в процессе обжига, меняя химию состава. Так бывает, например, с массами, богатыми марганцем. На них измениться визуально могут даже плотные непросвечивающие эмали.
Глазури, которые называют эффектарными, чувствительны ко множеству факторов. И к составу и цвету массы, и к режиму обжига и охлаждения, и к слою нанесения. Получить результат, близкий к тому, что вы видите на пробнике в магазине, можно будет при соблюдении тех же условий обжига и на светлой массе, так как образцы для продажи обычно делают именно на светлых массах.
Упомянутые уже выше кристаллические (макрокристаллические) глазури, наверное, самые сложные в использовании и требующие терпения и большого количества пробников. Режим обжига к каждой такой глазури подбирается индивидуально: важно, на какой температуре при остывании и на какое время будет сделана выдержка, чтобы кристаллы выросли максимально большими. Отдельная сложность заключается в том, что из-за длительной выдержки эти глазури очень сильно текут: к изделиям даже делают специальные подставки-ловушки, которые после обжига откалывают от изделия, а донышко затем тщательно шлифуют.
Отдельно среди глазурей с «эффектами» можно выделить составы, имитирующие металл, глазури-кракле и глазури с «механическими» эффектами: лавы, сборки.
Разнообразные «золотые» и прочие «драгоценные» глазури - это просто имитация металлического покрытия. В 99% случаев глазури с сильным металлическим блеском, «коррозией» или «нефтяной пленкой» категорически не подходят для посуды. Они нестабильны при контакте с кислой средой, а эффект им придает тончайшая пленка на поверхности, которая легко слезет при использовании посуды по назначению. Если вам нужен стабильный и безопасный результат, используйте препараты золота, платины и серебра.
Глазури-кракле - это глазури с "запрограммированным" цеком. У них достаточно высокий КТР, рассчитанный на то, что на большинстве масс глазурь даст трещины. Если вдруг такая глазурь не дает цека в ваших условиях, значит, масса и глазурь близки по КТР, и нужно сменить массу для достижения нужного эффекта. "Кракле" - это просто художественный термин, а природа явления та же, что в случае со случайным, незапланированным цеком.
Глазури-сборки (дающие эффект от растресканной краски до мелких округлых бусин-капель) и вулканические глазури с эффектом пены - это составы, где нежелательный в других случаях брак (сборка и пузыри) получен специально и даже умышленно масштабирован. Это глазури допускаются только на художественных изделиях или на наружной стороне посуды, если они достаточно прочны и не принесут дискомфорта в использовании.
Отдельно стоит отметить «глупы» (англ. Gloop). Глупом называют очень вязкий, непотечный состав, слабо меняющий приданную ему до обжига форму. С помощью глупа можно декорировать поверхность изделия объемными точками и каплями, делать выступающий рельеф, добавляя довольно большой объем глазури, без риска, что в обжиге она стечет на полку. По большому счету, для этого подойдет любая вязкая эмаль, потечность которой можно дополнительно уменьшить, понизив температуру обжига.
Удачи в выборе подходящей вам глазури и творческих успехов!
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва
Товары
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях