Работа на гончарном круге
1 сентября 2023
Формовка изделия на гончарном круге — это создание изделия из кома глины, которому придается форма при вращении.
До недавнего времени самым распространенным типом гончарного круга был ножной. Он состоит из металлической вертикальной оси с двумя укрепленными сверху и снизу дисками: на верхнем происходит формовка, а нижний служит двигателем. Мастер подталкивает его ногой, обеспечивая быстрое равномерное вращение.
В последнее время популярны в основном электрические круги, которые питаются от сети и в которых скорость вращения регулируется при помощи педали. Диск традиционно вращается против часовой стрелки, но во многих моделях есть возможность реверса (изменения направления вращения).
Как известно, наиболее древняя керамика, найденная археологами, датируется 27м тысячелетием до нашей эры. А около 5,5 тысячелетий назад был придуман гончарный круг. Впервые появился в Месопотамии, откуда разошёлся по всему Миру. На территории России же первые упоминания о нём приходятся лишь на средние века. С момента своего изобретения, он произвёл революцию в столь древнем ремесле. На создание изделий стало уходить в разы меньше времени, при том возросло качество каждого из них.
В наши дни он остаётся эффективным инструментом создания симметричных сосудов крупного размера и небольшого серийного производства керамики. Кроме того, растёт его значение в арт-терапии и реабилитации людей с ОВЗ.
Для успешного решения этих задач важен и выбор сырья — глины. Керамическая масса — это продукт, состоящий из одного или нескольких видов глин, с внесением в состав различных натуральных минеральных добавок, для улучшения физических качеств. Среди основных характеристик, влияющих на выбор сырья:
Шамот — обожжённая глина, измельчённая в крошку различного размера. Призван уменьшить усадку, как во время сушки, так и в обжиге. В результате получаем материал стойко удерживающий свою форму. Крупные произведения создаются исключительно из таких масс.
В начале достаточно иметь: ёмкость с водой, губку для сбора излишков влаги и струну для снятия изделия с круга. Для повышения качества, да и просто для упрощения работы, мастер использует и другие инструменты: цикли и стеки появляются первыми в списке, помогая придавать творению завершённый вид. Обычно стеки более продолговатые, и имеют концы различной конфигурации. Цикли бывают разного размера, формы и материала. Пластиковые, силиконовые и тонкие металлические гнутся по воле мастера. А толстые деревянные и пластиковые позволяют повторять их изгиб. Петлями для обточки можем корректировать фигуру созданной заготовки до неузнаваемости. Обточка за кругом больше напоминает работу за токарным станком, что сильно расширяет спектр возможностей гончара.
Как и в любой другой технике формообразования, применяется масса других инструментов и подручных средств. Кисти и калячницы — для декорирования шликером и ангобами на вращении. Ножи, лески, вилки, щётки, фигурные ролики и многое другое — для коррекции и текстурирования поверхности. Кронциркуль и линейки — для замеров.
Когда мастер берёт уже готовую керамическую массу, её остаётся лишь привести к нужной влажности, подсушив или размочив, после чего промять перед началом работы. Переминание решает важнейшую задачу по однородному распределению влажности внутри кома. В противном случае, более твёрдые кусочки будут мешать сделать изделие ровным. Самый простой из способов — перемешивание жгутом:
Сжимая комочек в руках, вытягиваем жгут диаметром в 3 см. Сгибаем пополам, и вытягиваем новый жгут. Повторяем это несколько раз (5 - 10). После достижения цели — промина глины, собираем жгутик в комочек. Шлепками скруглённой ладонью соединяем жгуты и придаём комку форму шара.
Завершив переминку, приклеиваем шар к планшайбе и запускаем вращение.
Теперь настал черёд узнать о главном навыке гончара — центровке. Ведь без этого основа будет болтаться из стороны в сторону. Центровка глины — это процесс смещения её к центру планшайбы. Можно представить это как совмещение центра заготовки с её осью вращения. Главным секретом центровки является твёрдость и непоколебимость рук. Укрепив их, постепенно начинаем сближать руки с осью вращения. Как только это расстояние сравняется с диаметром центруемого комочка, тот будет зацентрован.
В процессе создания изделия центр может сбиваться, поэтому важно уметь сохранять центровку, а при необходимости возвращать её на любом этапе.
Для придания нужной фигуры сосуду, сперва создаётся цилиндрическая ёмкость. Такая геометрия позволяет точнее контролировать толщину стенок, сохраняя их устойчивость. Далее останется лишь расширить или сузить заготовку на нужной высоте.
Тарелка получится, если наклонить стенку цилиндра наружу, расширяя верх. Классический горшочек имеет форму расширенную в середине нижней половины цилиндра, и суженную в середине верхней. А чтобы сделать вазу с узким горлышком, практически не меняя диаметра нижней части, сужаем всю верхнюю часть цилиндрической заготовки. Закончив с деформациями, снимаем изделие.
Часто, после небольшой сушки, возвращаем работу на планшайбу, чтобы обточить её петлями. Срезая глину, слой за слоем дорабатываем форму до завершённого внешнего вида. Различными ножами и дыроколами, могут создаваться прорези, отверстия по всей поверхности стенки и донышка. Например, для различных светильников или подсвечников. И наоборот, к любому сосуду можно добавить налепных элементов (ручка, носик, декор) или поставить штампы (свой логотип, знаки, цитаты).
Как и в любом творчестве, в керамике всё начинается с идеи. Далее идёт этап эскизирования, которым не следует пренебрегать, ведь проще что-то поправить на бумаге, чем посвящать всё время пробам и ошибкам на практике. Таким образом рассмотрим свою идею под разными углами и во всевозможной комплектации. Ещё больше расширить видение помогает опыт предшественников в этом направлении.
Когда черновой эскиз готов, делаем его чистовой вариант, в цвете и с соблюдением всех пропорций. На производствах художники, защищающие свой дизайн, делают отдельно изометрический вид своего чертежа, который даёт более полное представление о переносе проекта с бумаги в глину.
Далее необходимо посчитать, какого размера должно быть изделие в сыром виде. Для этого узнаём воздушную и огневую усадки материала, который собираемся использовать.
Теперь можно брать глину в руки и садиться за круг. Используя измерительные приборы (кронциркуль, угольник, линейку), повторяем форму чертежа в увеличенном масштабе, на величину усадки.
Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр диска. Чтобы её приготовить, отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать, сильным движением бросьте заготовку на круг и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, стремясь выровнять ее вокруг оси вращения. Ком должен принять куполообразную форму. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давление в нижней части кома, затем перемещайте её снова вниз. Таким образом происходит проминка глины.
Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать почти до дна, оставив слой для донышка, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив, какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы — с внешней.
Формовка цилиндра и вытягивание стенок. Цилиндр - универсальная заготовка для множества видов изделий, от кружки до вазы. Чтобы сформовать цилиндр, приложите пальцы обеих рук к стенке изделия внутри и снаружи и начните постепенно вытягивать глину вверх, распределяя ее по высоте изделия. Повторите эту операцию несколько раз.
Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра, смещая её от центра, в то время как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.
Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь длинное и узкое горлышко, то нужно равномерно нажимать руками, смещая глину и к центру, и вверх.
Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки можно расширять стенки сосуда кверху, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд.
Носик. Точечно надавливайте на стенку в направлении наружу, а пальцами второй руки поддерживайте изделие, чтобы оно не смещалось с оси. Разгладьте стенки циклей и губкой.
Ручка. Приготовьте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины, отделите кусок глины.
Чтобы прикрепить ручку, сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. То же самое проделайте с нижней частью, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.
Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого с помощью струны отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и может деформироваться.
Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно выровнены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Поставьте его вверх дном на гончарный круг, закрепив комочками мягкой глины. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Выровняйте и обточите донышко, стенки. Если необходимо, сформируйте ножку. Когда форма изделия вас устраивает, можно снять его с круга и отправить досушиваться.
Гончарный круг с самого начала, почти 6 тысячелетий назад, своим таинством привлекал человечество. И по сей день, каждый находит в этом ремесле, что-то для себя. Будь то заработок, развлечение, отдых, или укрепление отношений. Объединяет всех то, что никто не остаётся равнодушным, сохраняя ощущение от управления стихией земли при себе на долгие годы.
До недавнего времени самым распространенным типом гончарного круга был ножной. Он состоит из металлической вертикальной оси с двумя укрепленными сверху и снизу дисками: на верхнем происходит формовка, а нижний служит двигателем. Мастер подталкивает его ногой, обеспечивая быстрое равномерное вращение.
В последнее время популярны в основном электрические круги, которые питаются от сети и в которых скорость вращения регулируется при помощи педали. Диск традиционно вращается против часовой стрелки, но во многих моделях есть возможность реверса (изменения направления вращения).
Как известно, наиболее древняя керамика, найденная археологами, датируется 27м тысячелетием до нашей эры. А около 5,5 тысячелетий назад был придуман гончарный круг. Впервые появился в Месопотамии, откуда разошёлся по всему Миру. На территории России же первые упоминания о нём приходятся лишь на средние века. С момента своего изобретения, он произвёл революцию в столь древнем ремесле. На создание изделий стало уходить в разы меньше времени, при том возросло качество каждого из них.
В наши дни он остаётся эффективным инструментом создания симметричных сосудов крупного размера и небольшого серийного производства керамики. Кроме того, растёт его значение в арт-терапии и реабилитации людей с ОВЗ.
Основные инструменты и материалы
Устройство гончарного станка предельно просто: планшайба, на которой размещается глина, крепится к вращающемуся валу. Вращение изначально обеспечивалось раскручиванием камня и поддерживалось инерцией благодаря его весу. С тех пор происходили модификации, упрощающие работу мастера, такие как кручение вала помощником или ножной педалью. Современные круги приводятся в движение с помощью электродвигателя. С появлением данной модификации стало возможным выбирать количество оборотов, мощность и ряд других конструктивных особенностей. Это позволяет подобрать станок для решения любых задач мастера.Для успешного решения этих задач важен и выбор сырья — глины. Керамическая масса — это продукт, состоящий из одного или нескольких видов глин, с внесением в состав различных натуральных минеральных добавок, для улучшения физических качеств. Среди основных характеристик, влияющих на выбор сырья:
- цвет: красножгущиеся, светложгущиеся и с добавлением пигментов любых цветов;
- температура обжига: низкотемпературные (до 1100°C) и высокотемпературные (до 1300°C);
- уровень влагопоглощения: пористые и посудные;
- содержанию шамота: бесшамотные и шамотные (0,2мм, 0,5мм и т.д.).
Шамот — обожжённая глина, измельчённая в крошку различного размера. Призван уменьшить усадку, как во время сушки, так и в обжиге. В результате получаем материал стойко удерживающий свою форму. Крупные произведения создаются исключительно из таких масс.
В начале достаточно иметь: ёмкость с водой, губку для сбора излишков влаги и струну для снятия изделия с круга. Для повышения качества, да и просто для упрощения работы, мастер использует и другие инструменты: цикли и стеки появляются первыми в списке, помогая придавать творению завершённый вид. Обычно стеки более продолговатые, и имеют концы различной конфигурации. Цикли бывают разного размера, формы и материала. Пластиковые, силиконовые и тонкие металлические гнутся по воле мастера. А толстые деревянные и пластиковые позволяют повторять их изгиб. Петлями для обточки можем корректировать фигуру созданной заготовки до неузнаваемости. Обточка за кругом больше напоминает работу за токарным станком, что сильно расширяет спектр возможностей гончара.
Как и в любой другой технике формообразования, применяется масса других инструментов и подручных средств. Кисти и калячницы — для декорирования шликером и ангобами на вращении. Ножи, лески, вилки, щётки, фигурные ролики и многое другое — для коррекции и текстурирования поверхности. Кронциркуль и линейки — для замеров.
Техника работы
За гончарным кругом используют только очень пластичные и однородные массы. Раскапывая глину на своём участке, у реки или в карьере, её следует качественно подготовить. Высушить, измельчить, размочить, просеять от крупного сора, отмучить мельчайшие частицы от более крупных, подсушить, промять и дать ей полежать. Процесс, который в Китае занимал по 50-100 лет, сейчас занимает всего несколько недель.Когда мастер берёт уже готовую керамическую массу, её остаётся лишь привести к нужной влажности, подсушив или размочив, после чего промять перед началом работы. Переминание решает важнейшую задачу по однородному распределению влажности внутри кома. В противном случае, более твёрдые кусочки будут мешать сделать изделие ровным. Самый простой из способов — перемешивание жгутом:
Сжимая комочек в руках, вытягиваем жгут диаметром в 3 см. Сгибаем пополам, и вытягиваем новый жгут. Повторяем это несколько раз (5 - 10). После достижения цели — промина глины, собираем жгутик в комочек. Шлепками скруглённой ладонью соединяем жгуты и придаём комку форму шара.
Завершив переминку, приклеиваем шар к планшайбе и запускаем вращение.
Теперь настал черёд узнать о главном навыке гончара — центровке. Ведь без этого основа будет болтаться из стороны в сторону. Центровка глины — это процесс смещения её к центру планшайбы. Можно представить это как совмещение центра заготовки с её осью вращения. Главным секретом центровки является твёрдость и непоколебимость рук. Укрепив их, постепенно начинаем сближать руки с осью вращения. Как только это расстояние сравняется с диаметром центруемого комочка, тот будет зацентрован.
В процессе создания изделия центр может сбиваться, поэтому важно уметь сохранять центровку, а при необходимости возвращать её на любом этапе.
Для придания нужной фигуры сосуду, сперва создаётся цилиндрическая ёмкость. Такая геометрия позволяет точнее контролировать толщину стенок, сохраняя их устойчивость. Далее останется лишь расширить или сузить заготовку на нужной высоте.
Тарелка получится, если наклонить стенку цилиндра наружу, расширяя верх. Классический горшочек имеет форму расширенную в середине нижней половины цилиндра, и суженную в середине верхней. А чтобы сделать вазу с узким горлышком, практически не меняя диаметра нижней части, сужаем всю верхнюю часть цилиндрической заготовки. Закончив с деформациями, снимаем изделие.
Часто, после небольшой сушки, возвращаем работу на планшайбу, чтобы обточить её петлями. Срезая глину, слой за слоем дорабатываем форму до завершённого внешнего вида. Различными ножами и дыроколами, могут создаваться прорези, отверстия по всей поверхности стенки и донышка. Например, для различных светильников или подсвечников. И наоборот, к любому сосуду можно добавить налепных элементов (ручка, носик, декор) или поставить штампы (свой логотип, знаки, цитаты).
Творческий процесс
Общая черта гончарных изделий — их круглая форма. Но даже эти рамки можно преодолеть, помяв то, что было сгончарено. Так делают чаши, которые удобно держатся в руке, и вазы с плоскими гранями для росписи. Вспоминая, как много круглых вещей нас окружает, делаем вывод, что сгончарить можно что угодно: чайники, тарелки, кружки, вазы, маслёнки, формы для выпекания, заготовки для скульптур, цветочные горшки, фляжки, раковину в ванну и многое другое. Всё это может быть разных размеров — от кукольных до преувеличенных.Как и в любом творчестве, в керамике всё начинается с идеи. Далее идёт этап эскизирования, которым не следует пренебрегать, ведь проще что-то поправить на бумаге, чем посвящать всё время пробам и ошибкам на практике. Таким образом рассмотрим свою идею под разными углами и во всевозможной комплектации. Ещё больше расширить видение помогает опыт предшественников в этом направлении.
Когда черновой эскиз готов, делаем его чистовой вариант, в цвете и с соблюдением всех пропорций. На производствах художники, защищающие свой дизайн, делают отдельно изометрический вид своего чертежа, который даёт более полное представление о переносе проекта с бумаги в глину.
Далее необходимо посчитать, какого размера должно быть изделие в сыром виде. Для этого узнаём воздушную и огневую усадки материала, который собираемся использовать.
Теперь можно брать глину в руки и садиться за круг. Используя измерительные приборы (кронциркуль, угольник, линейку), повторяем форму чертежа в увеличенном масштабе, на величину усадки.
Практические аспекты работы
При эксплуатации гончарного станка следует:- Закатать рукава и снять всё, что может помешать работе ниже локтя. В том числе и ногти.
- Спрятать длинные волосы.
- Проследить за тем, что провод питания не натянут и ничем не зажат.
- Убедиться, что станок устойчив и не шатается, а глина хорошо закреплена.
- Избегать попадания рук под планшайбу.
- Не оставляйте круг включённым без присмотра.
- Всегда хорошо очищайте его.
- Следите за тем, чтобы шликер в корыте не доходил до вращающегося вала.
- Используйте ком весом, не превышающим рекомендации производителя.
- При появлении неполадок или нехарактерных шумов, обращайтесь к специалисту.
Этапы работы на гончарном круге на примере создания кувшина
Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы глиняное тесто не высохло. После того, как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз, затем глине придается форма шара. При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь рядом миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр диска. Чтобы её приготовить, отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать, сильным движением бросьте заготовку на круг и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, стремясь выровнять ее вокруг оси вращения. Ком должен принять куполообразную форму. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давление в нижней части кома, затем перемещайте её снова вниз. Таким образом происходит проминка глины.
Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать почти до дна, оставив слой для донышка, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив, какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы — с внешней.
Формовка цилиндра и вытягивание стенок. Цилиндр - универсальная заготовка для множества видов изделий, от кружки до вазы. Чтобы сформовать цилиндр, приложите пальцы обеих рук к стенке изделия внутри и снаружи и начните постепенно вытягивать глину вверх, распределяя ее по высоте изделия. Повторите эту операцию несколько раз.
Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра, смещая её от центра, в то время как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.
Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь длинное и узкое горлышко, то нужно равномерно нажимать руками, смещая глину и к центру, и вверх.
Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки можно расширять стенки сосуда кверху, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд.
Носик. Точечно надавливайте на стенку в направлении наружу, а пальцами второй руки поддерживайте изделие, чтобы оно не смещалось с оси. Разгладьте стенки циклей и губкой.
Ручка. Приготовьте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины, отделите кусок глины.
Чтобы прикрепить ручку, сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. То же самое проделайте с нижней частью, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.
Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого с помощью струны отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и может деформироваться.
Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно выровнены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Поставьте его вверх дном на гончарный круг, закрепив комочками мягкой глины. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Выровняйте и обточите донышко, стенки. Если необходимо, сформируйте ножку. Когда форма изделия вас устраивает, можно снять его с круга и отправить досушиваться.
Гончарный круг с самого начала, почти 6 тысячелетий назад, своим таинством привлекал человечество. И по сей день, каждый находит в этом ремесле, что-то для себя. Будь то заработок, развлечение, отдых, или укрепление отношений. Объединяет всех то, что никто не остаётся равнодушным, сохраняя ощущение от управления стихией земли при себе на долгие годы.
Список использованной литературы
- Чаварра Х. Техника работы на гончарном круге / Х.Чаварра.– М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 64 с.: – (Уроки керамики)
- Карикаш В.И. Программа "Гончарное дело" // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. № 2. – С. 7-15.
- Бердин-Лазурский, Александр. Хорошая книга по керамике : пропедевтика для студийных керамистов / А. Бердин-Лазурский. – М: Бюро Маяк, 2019. –288с.
- Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Изотова М.А. Гончарные работы для дома и заработка / М. А. Изотова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 252, [1] с. : ил. – (Мастерская).
Товары
Все
30
iMold
4
Nidec (Shimpo)
7
REFSAN
4
Гончарные мини круги
1
Запчасти к гончарным кругам
14
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях