Когда вы приходите в магазин выбрать глазурь, вы ориентируетесь на образцы, сделанные производителем или поставщиком. Зачем в таком случае делать еще какие-то пробники, если за вас все уже сделали?
Зачастую, рассчитывая получить такой же результат, после обжига вы видите что-то совсем другое. Почему так получается, что на это влияет, какие бывают пробники и зачем их делать - рассмотрим в этой статье.
На результат политого обжига влияет масса факторов, и вот основные из них:
- Однородность глазурной суспензии
- Толщина слоя глазури
- Температура и режим обжига
- Рабочая масса
- Характер глазуруемой поверхности
Изменение любого из этих пунктов способно повлиять на конечный результат в широком диапазоне от “слегка иначе” до “а что это вообще за глазурь?”, так что обсудим подробнее:
- Любая глазурь, что разведенная из порошка суспензия под окунание, что готовая к работе суспензия под кисть, как правило, не вполне однородна: это значит, что в ней есть частицы более крупные или более плотные, и при длительном хранении или транспортировке, они осядут на дно. Если вы плохо перемешаете глазурь, не подняв со дна более тяжелую фракцию, вы нанесете на изделие глазурь какого-то измененного состава. Или же, если это очень густая суспензия под кисть, которую вы хорошо не промешали, на изделие попадет в основном клеевая составляющая, слабо окрашенная пигментами. Поэтому перед каждой глазуровкой вспоминайте железное правило: максимально хорошо перемешать глазурь, поднимая ее со дна, изо всех углов, чтобы она стала однородной по плотности и цвету, и только потом наносите ее на изделие.
- Большинство глазурей чутко реагируют на толщину слоя, особенно эффектарки. Нанеся тонкий слой вы рискуете получить плоский ненасыщенный цвет, потеряв все заявленные производителем эффекты. Любую готовую суспензию под кисть (за редким исключением типа бесцветки или марганцевых металликов) нужно наносить в несколько толстых слоев, потому что значительную часть объема глазури занимают добавки, которые делают нанесение удобным, но выгорают в обжиге. Обязательно сделайте пробники с разным количеством слоев глазури, чтобы понять, от какой толщины начинается эффект.
-
Многие глазури чувствительны к температуре обжига и в целом к режиму, и это не одно и то же. Температура обжига - это конечная точка, а режим - те скорости и промежуточные выдержки, через которые керамика приходит к конечной температурной точке. Какие-то глазури, вроде вязких эмалей, не будут изменяться в довольно широком температурном диапазоне, а на результат эффектарок может повлиять разница в десять градусов, скорость нагрева и скорость охлаждения. А поскольку скорость охлаждения печки зависит в том числе от ее объема, нередко в разных по размеру печах какие-то глазури могут выходить очень по-разному. И это нормально.
- Масса, которую вы покрываете глазурью, будет очень сильно влиять на результат, если она цветная. Максимально близкий к пробникам в магазине результат получится на белых или светложгущихся массах. На других же на результат будет влиять и химический состав массы и сам цвет, потому что оптику никто не отменял. Эффектарные глазури на темных/черных массах могут выглядеть очень интересно, но если пигмент массы склонен активно взаимодействовать с глазурью (а так часто бывает в случае с черными массами), может выйти эффект “съеденной” глазури.
- Для многих глазурей результат будет отличаться в зависимости от угла наклона поверхности. Эффектарные глазури на горизонтали и вертикали могут выглядеть очень по-разному. Также влияет и характер поверхности: есть ли какая-то фактура, узор, насколько он выраженный, глубокий или не очень, препятствует течению глазури или, наоборот, заставляет ее стекать по рельефу.
Пробники, которые сделал производитель, соответствуют каким-то конкретным условиям изготовления: сделаны на одной и той же, максимально светлой массе, обожжены на определенном режиме в печах определенного объема, и при всем желании повторить эти условия в точности у нас не получится. Поэтому наши результаты будут в той или иной степени отличаться от “магазинных”. Не всегда, но часто.
Чтобы не испортить хорошее изделие такими сюрпризами, обязательно делайте собственные пробники на вашей рабочей массе, на вашем режиме, проверяйте плотность суспензии, если наводите глазурь сами, тестируйте количество слоев, чтобы подобрать оптимальную толщину нанесения.
Как выглядит идеальный пробник? Это зависит от того, что вы делаете. Если ваша история - это плоские плитки, то нет смысла делать вертикальные пробники. А если вы делаете чашки, то горизонтально лежащий во время обжига пробник не даст вам полной информации - о том, как выглядит глазурь на вертикали и о ее потечности. Поэтому только вам решать, какой пробник будет для вас наиболее информативен.
Самые распространенные варианты - это так называемые “тавры”, гончарные или сделанные из пласта образцы в форме перевернутой буквы “т”. Если сделать на лицевой стороне небольшой рельеф, такой пробник одновременно покажет вам поведение глазури на вертикали, характер потечности, ее взаимодействие с гранями и рельефом. Такие образцы удобно подписывать с нижней плоской стороны.
Для нашего магазина в выборе идеального пробника мы остановились на форме яйца. Это округлая форма с большой площадью поверхности, на которой глазури есть, где раскрыться и показать себя во всей красе, особенно если это эффектарка. Есть относительно плоская поверхность (макушка) и наклонные стенки и вертикаль.
Но, конечно, для частной мастерской такие пробники слишком громоздки и в них нет смысла. Тавры - оптимальное решение. Сделать тавр без гончарного круга можно, вырезав полоску из пласта и сложив ее нужным образом, но, конечно, на гончарном круге такие пробники делаются намного быстрее, так мы и делаем их в магазине. Особенно удобно крутить их на грампластинках, от которых потом подсохшие образцы отделяются с абсолютно гладкой поверхностью, даже если масса была с шамотом. Это важно, потому что влияет на аккуратность маркировки пробника.
Кстати, это тоже важный момент: подпись образца. Обязательно размещайте на обратной стороне пробника максимум информации. Делайте это так, чтобы даже через несколько лет, когда вы смените (ну вдруг да) все материалы, вы легко поняли, о чем идет речь. Указывайте название массы, температуру обжига, номер глазури. Никогда не полагайтесь на память и на то, что вы поймете какое-то условное обозначение.
Подписывать пробники удобнее всего ангобными карандашами или обычной художественной сангиной (это карандаш на основе оксида железа и он не выгорает). При желании можно это делать и кисточкой с ангобом или выцарапывать название по сырцу шилом, но как показывает практика, карандаш - самый быстрый и аккуратный способ.
Для магазина такие пробники мы тоже делаем в форме яиц, только часть яйца замыта, и часть покрыта бесцветной глазурью.
Изготовление пробников - не дополнительная опция, не досадная необходимость, отнимающая время, а полноценный кусок работы керамиста, во время которой вы глубже узнаете материалы, понимаете как они себя ведут в разных условиях и разных сочетаниях. Это снижает количество брака и дает вам неоспоримые преимущества, потому что ваши работы становятся на самом деле индивидуальными.
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях