Несведущие в керамике люди, услышав словосочетание “молочный” обжиг, зачастую думают, что это просто фигура речи. Как керамика и молоко могут быть связаны? А вот керамиста этой техникой не удивить, про молочение слышали, если не все, то многие. Но не все знают, как именно его делать, какие есть нюансы у такого способа обработки и как ухаживать за такой посудой.
Молочный обжиг - способ обработки пористого черепка, в результате которого влагопроницаемость изделия сильно снижается, а поверхность приобретает красивый коричневый цвет широкого спектра оттенков.
В кругах керамистов существует устойчивый миф о том, что молочение - это старый, а то и древний, русский способ обработки черепка, как бы такая “народная” замена глазурей. Однако подтверждений этому у археологов и этнографов нет, и очень вряд ли, что в условиях крайне рационального использования ресурсов гончар тратил бы время и “топливо” на повторный обжиг. Сохранились следы и инструменты, подтверждающие использование обвара, но обвар - это окунание раскаленного черепка в болтушку разных составов, и он не требует повторного нагрева изделия и траты топлива.
Молочение же, похоже, если и возникало, то как естественное следствие бытования посуды, а не результат целенаправленной обработки.
В 20-м же и 21-м веках молочение широко используется как декоративный прием и, да - как способ обойтись без глазури.
Если вам интересна эта тема с исторической точки зрения, рекомендуем к просмотру лекцию Насти Любич.
Технология молочения очень проста и работает за счет того, что молоко пропитывает черепок, а молочный белок во время обжига сворачивается и забивает поры. В итоге водопоглощение черепка резко снижается. Черепок должен обладать большой пористостью, иначе молоку будет некуда впитываться. Поэтому обычно для этого берут низкие высокопористые массы, терракотовые или светложгущиеся.
Жирность молока (кефира, сливок), способ нанесения (полив, окунание, кисть, пульверизатор), длительность контакта с молоком, количество повторов, время сушки, скорость нагрева и конечная температура - очень и очень вариативны.
Как правило, у каждого мастера свой отработанный способ. Можно замачивать в молоке на ночь, а можно на пятнадцать минут, можно красить, брызгать и распылять. Для молочения используют молоко разной жирности, сливки, кефир и даже мороженое. Иногда в него добавляют сахар. В общем, в наличии широкий простор для постановки эксперимента и разработки вашего уникального состава.
Одно остается неизменным: вам нужно хорошо пропитать составом поры черепка и по возможности (если, конечно, дизайн не предполагает обратного) не оставить на поверхности никаких следов. Если вы будете держать изделие в молоке частично, а потом окунете целиком - обязательно останется след. Так же как и от капель, потеков и брызг. Невысохшую до конца поверхность желательно не трогать руками, да и потом брать очень аккуратно, чтобы не оставить следы от пальцев.
Хорошо просушенное изделие можно ставить в печь и греть.
Сколько и на какую температуру?
Тут снова мнения расходятся, тем более что все сильно зависит от размера печи, изделий и скорость нагрева.
Средняя рекомендация - это 100 градусов в час до 350 градусов и небольшая выдержка для равномерного нагрева камеры. Сначала изделие станет белесым, потом начнет темнеть, потом достигнет приятного коричневого цвета, затем будет гореть и облезать. Где-то между предпоследним и последним пунктами нужно остановиться: если переборщить с температурой, покрытие будет шелушиться, а водоотталкивающие свойства сойдут на нет.
Будьте готовы к тому, что в процессе обжига будет довольно сильно и, пожалуй, неприятно пахнуть. Вытяжка точно лишней не будет.
Часто после молочения изделия обрабатывают ганозисом: смесью воска, масла и канифоли. Можно купить готовые составы, а можно и сделать его самостоятельно. Ганозис наносят на нагретое изделие и полируют поверхность тканью. Более подробные рекомендации по использованию ганозиса на керамике лучше уточнить у производителей этого материала.
После обработки ганозисом (если не хотите заморачиваться, можно просто провощить) изделие становится еще более водооталкивающим, цвет насыщенным, а поверхность более стойкой к истиранию и выцветанию. Используется ганозис только снаружи посуды, если предполагается контакт с жидкостями.
Цвет, оттенок и насыщенность готового изделия будут зависеть от цвета черепка, жирности молока или других молочных продуктов и температуры/выдержки в печи.
Зачем вообще сейчас используют молочение, когда доступно такое количество глазурей?
Во-первых, это красиво. Молочение дает очень интересные, теплые оттенки шелковистой фактуры. Имитировать с помощью керамических материалов такую поверхность можно, но сложно.
Во-вторых, это быстро и дешево. Не нужно наводить глазури, нет опасности плохо нанести и получить брак, обжиг длится 3-4 часа, а пакет молока стоит 100 рублей. С помощью этой техники легко получить изделия, выделяющиеся среди глазурованной керамики своим условно “народным” стилем, гармоничные и легко компонуемые в комплекты благодаря единству цвета и фактуры.
Есть отдельная категория любителей керамики, которые предпочитают всему прочему именно молоченую посуду, и другая им не нравится.
Среди них есть те, кто ориентируется исключительно на визуал и эстетику, но немало и тех, кто верит в исключительную “экологичность” такой керамики. Это не более, чем миф, потому что качественно сделанная глазурованная керамика очень износостойка, легко моется и не выделяет никаких вредных веществ. Тогда как черепок, обожженный с молоком, не приобретает окончательной водостойкости, охотно впитывает запахи и какое-то количество жидкости, хрупок и подвержен образованию микроорганизмов.
Уход за такой керамикой тоже более сложен, чем за посудой с глазурью.
Ее нельзя замачивать в воде, предпочтительно использовать ее для одних и тех же продуктов, и лучше для чая и кофе, чем для рыбного супа, поверьте. Ни в коем случае не хранить в ней никаких “мокрых” продуктов: нарезанного лука, фруктов, сыров. Молоченую посуду надо хорошо споласкивать и очень тщательно сушить, иначе вы рискуете вырастить плесень.
Мыть стоит только мягкой губкой, никаких абразивов и тем более посудомоечной машины, иначе декоративный слой будет поврежден.
Хранить лучше в темном месте, не складывая в плотные стопки. Конечно, обработка ганозисом продлит жизнь такой посуды, но все же стоит помнить, что из-за пористого черепка она очень хрупкая, а ее красивый цвет - это тонкая пленка органики на поверхности.
Конечно, подобная посуда не соответствует ни одному из существующих посудных ГОСТов, однако, но пока существуют любители подобной керамики - она имеет право на жизнь, главное хорошо понимать технологическую сторону вопроса, учитывать все нюансы и информировать о них конечного потребителя.
Если же говорить о мелкой пластике, сувенирной продукции и декоративных работах, то с помощью молочения можно добиться интересных эффектов, то здесь вы ничем не ограничены.
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях