Изготовление изразцов
Изразцы — это керамические изделия для облицовки печей, внутренних стен домов и фасадов. На Руси они известны с 9 века, но особенно популярны стали в 16-17 вв. Изразцы получили свое название от техники их изготовления. В старину их отминали из глины в деревянные формы, изрезанные узорами, отсюда и название "изразец".
Чтобы сделать изразец, в общем, нужно две вещи — изготовить форму и отмять в неё глину. В детстве все мы пользовались подобной технологией, когда лепили из песка куличики. Раньше формы для изразцов делали из дерева, теперь основным материалом для служит гипс. Форму из гипса проще и сделать, и повторить, когда она износится. В хорошо сделанную, качественную форму можно отмять до 200 изразцов.
Чтобы изготовить форму, сначала нужно сделать её эскиз. Это может быть самый простой узор — срисованный или оригинальный. Затем нужно перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт толщиной 2-3 см и в подвяленном состоянии частично вырезать петлёй (углубить), частично долепить (поднять рельеф). Главная цель на этой стадии работы - чтобы все углубления в форме имели сечения открытого усеченного конуса, в противном случае при отминке в них глины она застрянет в этих углублениях, и изразец не выйдет наружу. Керамисты про такие формы говорят, что они сделаны «не на выход».
Аккуратно слепленную модель подвяливают, замывают влажной губкой и снимают с неё форму, т.е. делают с неё гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели строят опалубку из дощечек и фанеры высотой 6-7 см.
Далее готовят гипсовый раствор, для чего гипс заливают водой из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды. Впрочем, эти соотношения могут быть разными в зависимости от марки гипса. Гипс затворять водой нужно в так называемой гипсовке. Часто мастера для этой цели используют половину резинового мяча. От резины застывший гипс легко отслаивается, поэтому такую гипсовку всегда легко отчистить.
Размешивают гипс в воде специальным приспособлением — мутовкой, которая представляет собой длинную круглую палочку с лопастями на конце. Производимые при этом движения будут в чем-то напоминать движения первобытных людей, добывающих огонь трением при помощи палочки.
Внимание: Помните, что гипс сохраняет необходимую текучесть 2-3 минуты. Сегодня есть гипсы, которые текут и большее количество времени. Однако вы точно должны знать, сколько времени у вас в запасе, поэтому нужно заранее поэкспериментировать с гипсом.
Слегка смочив модель водой и смазав при помощи кисточки гипсовым раствором все выступы и углубления, вливайте гипс в опалубку. Через 15-20 минут опалубку можно снимать. Далее просушите гипс вместе с глиняной моделью, а затем разнимайте их. С простых моделей гипс можно снимать практически сразу после его отвердения. Полученную гипсовую форму нужно просушить, и она готова к отминке в неё глины. Не старайтесь пересушивать гипс — это не улучшит, а только ухудшит процесс отминки в него изразца.
В полученную таким образом форму уже можно отмять глину и получить неплохого качества изразец. Впрочем, если вы стремитесь к созданию произведения изразцового искусства, то вы только на полпути к цели, поскольку таким образом готовится только черновая форма.
Далее она уточняется, дорезается и, если надо, долепливается. Затем с неё, в свою очередь, снимают гипсовую форму, называемую «капом». Для этого операция отливки повторяется только теперь гипсовую модель не смачивают водой, а смачивают специальной эмульсией — машинным маслом с растворенным в нем хозяйственным мылом. Полученный «кап» доводится до совершенства и только с него снимается чистовая форма, в которую будет отминаться изразец.
Но и это ещё не всё. Таким образом вы получите лишь плитку с рельефом или гладкую, под роспись. Чтобы изразцами можно было облицевать печь, они должны иметь соответствующую толщину, а для этого к ним нужно приклеить так называемую «румпу». Румпа представляет собой короб, склеенный из пласта глины, высотой 5-10 см. Клеится румпа, естественно, с обратной стороны изразца, и желательно в то время, когда он ещё находится в гипсовой форме. После приклеивания румпы к изразцу в стенках румпы нужно сделать небольшие отверстия, через которые будет проходить проволока, назначение которой - удерживать изразцы при монтаже. Раньше изразцы клались на глину с различными связующими добавками — вплоть до сырых яиц. Сегодня изразцы кладутся на хороший цемент.
Сушить изразцы нужно очень осторожно. Каждый мастер знает в своей мастерской место, где не бывает сквозняков, и именно там располагает изразцы для сушки. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, и их, что называется, "поведет". Во время сушки мастер не раз должен подойти к изразцам, перевернуть их, проверить не «повело» ли изделия и при необходимости исправить деформацию. Пока изразец не достиг кожетвердого состояния, осуществить это возможно, легонько ударяя румпой по идеально ровной твердой поверхности.
Изготовление изразцов
Технология изготовления одного изразца довольно проста и не требует особенных способностей. Достаточно быть аккуратным и соблюдать последовательность операций. Но сделать художественный изразец, авторский, а тем более облицевать ими целую печь или камин, украсить фриз здания — это уже высокое искусство, требующее большого трудолюбия и опыта.Чтобы сделать изразец, в общем, нужно две вещи — изготовить форму и отмять в неё глину. В детстве все мы пользовались подобной технологией, когда лепили из песка куличики. Раньше формы для изразцов делали из дерева, теперь основным материалом для служит гипс. Форму из гипса проще и сделать, и повторить, когда она износится. В хорошо сделанную, качественную форму можно отмять до 200 изразцов.
Чтобы изготовить форму, сначала нужно сделать её эскиз. Это может быть самый простой узор — срисованный или оригинальный. Затем нужно перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт толщиной 2-3 см и в подвяленном состоянии частично вырезать петлёй (углубить), частично долепить (поднять рельеф). Главная цель на этой стадии работы - чтобы все углубления в форме имели сечения открытого усеченного конуса, в противном случае при отминке в них глины она застрянет в этих углублениях, и изразец не выйдет наружу. Керамисты про такие формы говорят, что они сделаны «не на выход».
Аккуратно слепленную модель подвяливают, замывают влажной губкой и снимают с неё форму, т.е. делают с неё гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели строят опалубку из дощечек и фанеры высотой 6-7 см.
Далее готовят гипсовый раствор, для чего гипс заливают водой из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды. Впрочем, эти соотношения могут быть разными в зависимости от марки гипса. Гипс затворять водой нужно в так называемой гипсовке. Часто мастера для этой цели используют половину резинового мяча. От резины застывший гипс легко отслаивается, поэтому такую гипсовку всегда легко отчистить.
Размешивают гипс в воде специальным приспособлением — мутовкой, которая представляет собой длинную круглую палочку с лопастями на конце. Производимые при этом движения будут в чем-то напоминать движения первобытных людей, добывающих огонь трением при помощи палочки.
Внимание: Помните, что гипс сохраняет необходимую текучесть 2-3 минуты. Сегодня есть гипсы, которые текут и большее количество времени. Однако вы точно должны знать, сколько времени у вас в запасе, поэтому нужно заранее поэкспериментировать с гипсом.
Слегка смочив модель водой и смазав при помощи кисточки гипсовым раствором все выступы и углубления, вливайте гипс в опалубку. Через 15-20 минут опалубку можно снимать. Далее просушите гипс вместе с глиняной моделью, а затем разнимайте их. С простых моделей гипс можно снимать практически сразу после его отвердения. Полученную гипсовую форму нужно просушить, и она готова к отминке в неё глины. Не старайтесь пересушивать гипс — это не улучшит, а только ухудшит процесс отминки в него изразца.
В полученную таким образом форму уже можно отмять глину и получить неплохого качества изразец. Впрочем, если вы стремитесь к созданию произведения изразцового искусства, то вы только на полпути к цели, поскольку таким образом готовится только черновая форма.
Далее она уточняется, дорезается и, если надо, долепливается. Затем с неё, в свою очередь, снимают гипсовую форму, называемую «капом». Для этого операция отливки повторяется только теперь гипсовую модель не смачивают водой, а смачивают специальной эмульсией — машинным маслом с растворенным в нем хозяйственным мылом. Полученный «кап» доводится до совершенства и только с него снимается чистовая форма, в которую будет отминаться изразец.
Но и это ещё не всё. Таким образом вы получите лишь плитку с рельефом или гладкую, под роспись. Чтобы изразцами можно было облицевать печь, они должны иметь соответствующую толщину, а для этого к ним нужно приклеить так называемую «румпу». Румпа представляет собой короб, склеенный из пласта глины, высотой 5-10 см. Клеится румпа, естественно, с обратной стороны изразца, и желательно в то время, когда он ещё находится в гипсовой форме. После приклеивания румпы к изразцу в стенках румпы нужно сделать небольшие отверстия, через которые будет проходить проволока, назначение которой - удерживать изразцы при монтаже. Раньше изразцы клались на глину с различными связующими добавками — вплоть до сырых яиц. Сегодня изразцы кладутся на хороший цемент.
Сушить изразцы нужно очень осторожно. Каждый мастер знает в своей мастерской место, где не бывает сквозняков, и именно там располагает изразцы для сушки. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, и их, что называется, "поведет". Во время сушки мастер не раз должен подойти к изразцам, перевернуть их, проверить не «повело» ли изделия и при необходимости исправить деформацию. Пока изразец не достиг кожетвердого состояния, осуществить это возможно, легонько ударяя румпой по идеально ровной твердой поверхности.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях