Изготовление изразцов
Изразцы — это керамические изделия для облицовки печей, внутренних стен домов и фасадов. На Руси они известны с 9 века, но особенно популярны стали в 16-17 вв. Изразцы получили свое название от техники их изготовления. В старину их отминали из глины в деревянные формы, изрезанные узорами, отсюда и название "изразец".
Чтобы сделать изразец, в общем, нужно две вещи — изготовить форму и отмять в неё глину. В детстве все мы пользовались подобной технологией, когда лепили из песка куличики. Раньше формы для изразцов делали из дерева, теперь основным материалом для служит гипс. Форму из гипса проще и сделать, и повторить, когда она износится. В хорошо сделанную, качественную форму можно отмять до 200 изразцов.
Чтобы изготовить форму, сначала нужно сделать её эскиз. Это может быть самый простой узор — срисованный или оригинальный. Затем нужно перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт толщиной 2-3 см и в подвяленном состоянии частично вырезать петлёй (углубить), частично долепить (поднять рельеф). Главная цель на этой стадии работы - чтобы все углубления в форме имели сечения открытого усеченного конуса, в противном случае при отминке в них глины она застрянет в этих углублениях, и изразец не выйдет наружу. Керамисты про такие формы говорят, что они сделаны «не на выход».
Аккуратно слепленную модель подвяливают, замывают влажной губкой и снимают с неё форму, т.е. делают с неё гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели строят опалубку из дощечек и фанеры высотой 6-7 см.
Далее готовят гипсовый раствор, для чего гипс заливают водой из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды. Впрочем, эти соотношения могут быть разными в зависимости от марки гипса. Гипс затворять водой нужно в так называемой гипсовке. Часто мастера для этой цели используют половину резинового мяча. От резины застывший гипс легко отслаивается, поэтому такую гипсовку всегда легко отчистить.
Размешивают гипс в воде специальным приспособлением — мутовкой, которая представляет собой длинную круглую палочку с лопастями на конце. Производимые при этом движения будут в чем-то напоминать движения первобытных людей, добывающих огонь трением при помощи палочки.
Внимание: Помните, что гипс сохраняет необходимую текучесть 2-3 минуты. Сегодня есть гипсы, которые текут и большее количество времени. Однако вы точно должны знать, сколько времени у вас в запасе, поэтому нужно заранее поэкспериментировать с гипсом.
Слегка смочив модель водой и смазав при помощи кисточки гипсовым раствором все выступы и углубления, вливайте гипс в опалубку. Через 15-20 минут опалубку можно снимать. Далее просушите гипс вместе с глиняной моделью, а затем разнимайте их. С простых моделей гипс можно снимать практически сразу после его отвердения. Полученную гипсовую форму нужно просушить, и она готова к отминке в неё глины. Не старайтесь пересушивать гипс — это не улучшит, а только ухудшит процесс отминки в него изразца.
В полученную таким образом форму уже можно отмять глину и получить неплохого качества изразец. Впрочем, если вы стремитесь к созданию произведения изразцового искусства, то вы только на полпути к цели, поскольку таким образом готовится только черновая форма.
Далее она уточняется, дорезается и, если надо, долепливается. Затем с неё, в свою очередь, снимают гипсовую форму, называемую «капом». Для этого операция отливки повторяется только теперь гипсовую модель не смачивают водой, а смачивают специальной эмульсией — машинным маслом с растворенным в нем хозяйственным мылом. Полученный «кап» доводится до совершенства и только с него снимается чистовая форма, в которую будет отминаться изразец.
Но и это ещё не всё. Таким образом вы получите лишь плитку с рельефом или гладкую, под роспись. Чтобы изразцами можно было облицевать печь, они должны иметь соответствующую толщину, а для этого к ним нужно приклеить так называемую «румпу». Румпа представляет собой короб, склеенный из пласта глины, высотой 5-10 см. Клеится румпа, естественно, с обратной стороны изразца, и желательно в то время, когда он ещё находится в гипсовой форме. После приклеивания румпы к изразцу в стенках румпы нужно сделать небольшие отверстия, через которые будет проходить проволока, назначение которой - удерживать изразцы при монтаже. Раньше изразцы клались на глину с различными связующими добавками — вплоть до сырых яиц. Сегодня изразцы кладутся на хороший цемент.
Сушить изразцы нужно очень осторожно. Каждый мастер знает в своей мастерской место, где не бывает сквозняков, и именно там располагает изразцы для сушки. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, и их, что называется, "поведет". Во время сушки мастер не раз должен подойти к изразцам, перевернуть их, проверить не «повело» ли изделия и при необходимости исправить деформацию. Пока изразец не достиг кожетвердого состояния, осуществить это возможно, легонько ударяя румпой по идеально ровной твердой поверхности.
Изготовление изразцов
Технология изготовления одного изразца довольно проста и не требует особенных способностей. Достаточно быть аккуратным и соблюдать последовательность операций. Но сделать художественный изразец, авторский, а тем более облицевать ими целую печь или камин, украсить фриз здания — это уже высокое искусство, требующее большого трудолюбия и опыта.Чтобы сделать изразец, в общем, нужно две вещи — изготовить форму и отмять в неё глину. В детстве все мы пользовались подобной технологией, когда лепили из песка куличики. Раньше формы для изразцов делали из дерева, теперь основным материалом для служит гипс. Форму из гипса проще и сделать, и повторить, когда она износится. В хорошо сделанную, качественную форму можно отмять до 200 изразцов.
Чтобы изготовить форму, сначала нужно сделать её эскиз. Это может быть самый простой узор — срисованный или оригинальный. Затем нужно перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт толщиной 2-3 см и в подвяленном состоянии частично вырезать петлёй (углубить), частично долепить (поднять рельеф). Главная цель на этой стадии работы - чтобы все углубления в форме имели сечения открытого усеченного конуса, в противном случае при отминке в них глины она застрянет в этих углублениях, и изразец не выйдет наружу. Керамисты про такие формы говорят, что они сделаны «не на выход».
Аккуратно слепленную модель подвяливают, замывают влажной губкой и снимают с неё форму, т.е. делают с неё гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели строят опалубку из дощечек и фанеры высотой 6-7 см.
Далее готовят гипсовый раствор, для чего гипс заливают водой из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды. Впрочем, эти соотношения могут быть разными в зависимости от марки гипса. Гипс затворять водой нужно в так называемой гипсовке. Часто мастера для этой цели используют половину резинового мяча. От резины застывший гипс легко отслаивается, поэтому такую гипсовку всегда легко отчистить.
Размешивают гипс в воде специальным приспособлением — мутовкой, которая представляет собой длинную круглую палочку с лопастями на конце. Производимые при этом движения будут в чем-то напоминать движения первобытных людей, добывающих огонь трением при помощи палочки.
Внимание: Помните, что гипс сохраняет необходимую текучесть 2-3 минуты. Сегодня есть гипсы, которые текут и большее количество времени. Однако вы точно должны знать, сколько времени у вас в запасе, поэтому нужно заранее поэкспериментировать с гипсом.
Слегка смочив модель водой и смазав при помощи кисточки гипсовым раствором все выступы и углубления, вливайте гипс в опалубку. Через 15-20 минут опалубку можно снимать. Далее просушите гипс вместе с глиняной моделью, а затем разнимайте их. С простых моделей гипс можно снимать практически сразу после его отвердения. Полученную гипсовую форму нужно просушить, и она готова к отминке в неё глины. Не старайтесь пересушивать гипс — это не улучшит, а только ухудшит процесс отминки в него изразца.
В полученную таким образом форму уже можно отмять глину и получить неплохого качества изразец. Впрочем, если вы стремитесь к созданию произведения изразцового искусства, то вы только на полпути к цели, поскольку таким образом готовится только черновая форма.
Далее она уточняется, дорезается и, если надо, долепливается. Затем с неё, в свою очередь, снимают гипсовую форму, называемую «капом». Для этого операция отливки повторяется только теперь гипсовую модель не смачивают водой, а смачивают специальной эмульсией — машинным маслом с растворенным в нем хозяйственным мылом. Полученный «кап» доводится до совершенства и только с него снимается чистовая форма, в которую будет отминаться изразец.
Но и это ещё не всё. Таким образом вы получите лишь плитку с рельефом или гладкую, под роспись. Чтобы изразцами можно было облицевать печь, они должны иметь соответствующую толщину, а для этого к ним нужно приклеить так называемую «румпу». Румпа представляет собой короб, склеенный из пласта глины, высотой 5-10 см. Клеится румпа, естественно, с обратной стороны изразца, и желательно в то время, когда он ещё находится в гипсовой форме. После приклеивания румпы к изразцу в стенках румпы нужно сделать небольшие отверстия, через которые будет проходить проволока, назначение которой - удерживать изразцы при монтаже. Раньше изразцы клались на глину с различными связующими добавками — вплоть до сырых яиц. Сегодня изразцы кладутся на хороший цемент.
Сушить изразцы нужно очень осторожно. Каждый мастер знает в своей мастерской место, где не бывает сквозняков, и именно там располагает изразцы для сушки. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, и их, что называется, "поведет". Во время сушки мастер не раз должен подойти к изразцам, перевернуть их, проверить не «повело» ли изделия и при необходимости исправить деформацию. Пока изразец не достиг кожетвердого состояния, осуществить это возможно, легонько ударяя румпой по идеально ровной твердой поверхности.
Вам также могут понравиться
Белая керамическая масса 159 CERAMINGO by REFSAN
Ты новичок в керамике? Начни с этой статьи!
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях