Глазуровка (глазурование) - процесс нанесения глазури на заранее обоженный (утельный) или необожженный (сырец) черепок с последующим обжигом, в процессе которого порошок глазури превращается в прочное глянцевое стекловидное покрытие с высокими защитными свойствами.
Есть разные способы глазуровки, у каждого есть свои плюсы, минусы и особенности.
Сначала рассмотрим общие правила, касающиеся всех способов:
- Поверхность черепка должна быть чистой, свободной от пыли и другой грязи. Протрите ее хорошо отжатой влажной губкой, если изделие долго ждало глазуровки, и никогда не берите черепок, если только что намазали руки кремом. Он сработает как резерв и в месте прикосновения глазурь не закрепится, как итог вы получите сборку.
- Если вы наводите глазурь самостоятельно из черепка, обязательно пользуйтесь маской с защитой от пыли. Если работаете с готовой суспензией кистью или поливом, маска не нужна. Для работы с пульфоном маска строго обязательна.
- Глазурь из порошка после наведения необходимо процедить через сито 80-100 меш, чтобы убрать возможный мусор и разбить комочки компонентов.
- Хорошо просушивайте изделия после глазуровки перед тем, как поставить в обжиг. Избыток влаги чреват сборкой и даже отвалившимися на ранних сегментах обжига кусками глазури.
Самый доступный вариант глазуровки - это покрытие кистью. Среди его неоспоримых плюсов - отсутствие требований к объему глазури, ведь для работы кистью подойдет самое малое количество суспензии, лишь бы ее хватило на ваше изделие.
Для этого способа нанесения вам понадобится либо готовая суспензия под кисть (они обычно продаются в баночках небольшого объема), либо порошок, который разводится самостоятельно. Для каждой глазури (а также в зависимости от водопоглощения утельного черепка) нужно будет подобрать свою пропорцию наведения, но как правило примерное соотношение порошка к воде для глазури под кисть - 1 к 0,6-0,8. То есть на 100 граммов глазури приходится 60-80 граммов воды.
Для удобной работы кистью скорее всего вам понадобится добавить в глазурь готовую добавку под кисть или КМЦ. Если для конкретной глазури отсутствуют рекомендации по введению подобных добавок, то добавку под кисть вводите в соответствии с инструкцией для самой добавки, а КМЦ после разведения добавляйте исходя из соотношения 2,5 мл на 100 гр порошковой глазури. Если окажется, что этого мало, всегда можно добавить еще клеевой добавки, главное, делать это постепенно, хорошо перемешивать и фиксировать результат, чтобы вы смогли повторить понравившееся вам соотношение компонентов.
Добавка под кисть или КМЦ выступают, во-первых, как клей - делают покрытие до обжига более прочным, не пылящим и лучше связывают его с черепком, в том числе предотвращая сборку. Во-вторых, такой состав дольше сохнет и лучше растягивается по черепку, позволяя вам кистью разровнять глазурь, прежде чем она высохнет.
Обычно глазурь с подобными добавками рекомендуется наносить в 2-3 толстых слоя. Поначалу вам может казаться, что это слишком много, но помните, что значительную часть (особенно в готовых суспензиях под кисть) объема глазури занимают добавки, которые выгорят в пределах 400 градусов.
Наносите каждый слой после высыхания предыдущего, чтобы не смазать его, и лучше всего делайте это в разных направлениях, чтобы добиться максимальной однородности слоя.
Если черепок плохо впитывает, нагрейте его и добавьте в глазурь еще КМЦ, по возможности сделав ее гуще, чтобы суспензия не стекала прежде, чем высохнет.
Если же черепок, наоборот, слишком пористый и глазурь сохнет моментально, то протрите его влажной губкой до того состояния, когда наносить глазурь станет комфортно.
Кисточки для такого нанесения используются мягкие, натуральные либо синтетические, классической круглой формы или веерные кисти. Щетина подойдет разве что для художественных эффектов, потому что такая кисть не наберет в себя много глазури и будет оставлять очень неравномерный прокрас.
Глазуровка кистью хороша для штучных изделий, если у вас совсем мало глазури или если дизайн изделия требует локальной закраски, когда окунание или напыление не подойдут.
Полив или окунание используется при бОльших объемах производства, когда работа кистью займет слишком много времени, а еще этот способ очень актуален для тех глазурей, которые практически невозможно ровно положить кистью на большие поверхности (например, бесцветки, матовые). Для окунания/полива разводится суспензия более жидкая, чем для покрытия кистью. В среднем это 1 к 1, но как и в случае с кистевым покрытием все будет зависеть от глазури и пористости черепка. Если вы окунаете изделие целиком, у вас должен быть достаточный объем глазури и подходящая емкость, чтобы в процессе окунания не зацепиться за стенки.
Пригодятся и специальные щипцы для окунания, чтобы после высыхания глазури на поверхности остались только три-четыре небольшие неглазурованные точки, которые легко перекрыть несколькими каплями глазури и затереть следы пальцем.
Если вы используете полив, глазури может быть меньше по объему, чем для окунания, но все равно нужно достаточное количество, чтобы один раз пройтись по всей наружной поверхности. В первую очередь покрываем изделие внутри способом “налил-вылил”, зачищаем наружную поверхность, если на нее попали капли или потеки, и хорошо сушим. Очень важно между покрытием изнутри и снаружи хорошо просушить черепок, иначе глазурь может пойти сборкой. После высыхания можно перевернуть изделие донышком вверх, поставить в тазик на турнетку (ставьте обязательно на какую-то опору, чтобы нижние края изделия не находились в стекающей глазури) и при постоянном вращении аккуратно “пролить” всю наружную поверхность.
Если при покрытии кистью толщина глазурного слоя регулируется количеством слоев, то при окунании или поливе - плотностью глазурного шликера или временем нахождения изделия в глазури в случае с окунанием.
Итак, покрытие поливом или окунанием сэкономит вам много времени, особенно если у вас большое количество изделий, или сами изделия крупные, так что на покрытие кистью уйдет слишком много времени. Но в этом случае суспензию придется готовить самостоятельно и тщательно следить за сохранением ее плотности, чтобы результат все время был одинаковый.
Метод напыления (пульверизации) дает самый равномерное нанесение глазури из перечисленных. Глазурь под давлением вылетает из сопла очень мелкими каплями и покрывает черепок максимально однородным слоем. Для покрытия большой тарелки вам не понадобится двадцатилитровое ведро глазури, не будет потеков и капель, но зато необходима покрасочная камера с вытяжкой, краскопульт с пульфоном и обязательно защитный респиратор, ведь при пульверизации большое количество глазури находится в воздухе в состоянии взвеси.
Для работы напылением глазурь разводится в такой же пропорции, как под кисть, но учтите, что это актуально для глазурей БЕЗ гранулята: он просто не пройдет в сопло распылителя. Также необходимо регулярно чистить и мыть краскопульт и не оставлять глазурь в резервуаре надолго.
Пульфон позволяет делать деликатные нюансные переходы цвета, получать очень ровное покрытие даже самыми капризными глазурями и покрывать уже однажды обожженные на утель изделия. Но, безусловно, этот метод не подойдет для начинающих керамистов с небольшими объемами производства.
Абсолютно для каждого вида нанесения глазури актуально сохранение одной и той же плотности глазурной суспензии. Проще и надежнее всего отслеживать ее с помощью мерного стакана и весов. Взвесьте на точных весах 100 мл суспензии, поделите вес на объем и вы получите плотность вашей глазури.
Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях