Глазурование
1 сентября 2023
Глазурование - один из основных способов декора керамических изделий. С помощью глазурей можно получить разнообразные по цвету и фактуре покрытия, блестящие, матовые или даже с кристаллами, напоминающими морозные узоры. В технике глазурования есть рекомендации, соблюдение которых поможет получить хороший результат.
Перед началом работы нужно подготовить изделия к декорированию.
На поверхности утиля не должно быть пыли, жира, посторонних веществ. Руки (или перчатки) должны быть чистыми и сухими. Выберите глазури, которые будете использовать, и убедитесь, что они подходят к керамической массе по температуре и КТР.
Глазурование требует внимательности и аккуратности. Работать нужно не спеша, контролируя ровность покрытия и толщину слоя (она не должна превышать 2-3 мм).
Существует несколько способов нанесения глазури на изделие.
Пульверизация. Обожженное изделие ставят на турнетку и помещают в камеру с вытяжкой. В пульверизатор (пульфон) набирают глазурный шликер. С помощью сжатого воздуха, поступающего от компрессора, вращая турнетку, наносят ровный слой глазури по кругу сверху вниз. Операцию повторяют 3-5 раз для ровного покрытия. Каждый слой глазури просушивается перед напылением следующего. Также можно использовать ручной и губной пульфон.
Окунание. Обожженное изделие погружают в глазурь полностью или частично, выдерживают в течение 5-15 секунд и вынимают. Удобнее всего это делать металлическими щипцами.
Полив. Утильное изделие держат щипцами над чистой емкостью. Также можно поставить его на подставку внутри емкости, если размеры позволяют. Сверху поливают глазурью. Стекшую глазурь можно использовать многократно, пока позволяет количество.
Покрытие кистью. Для этой техники глазурь готовится с добавкой под кисть. Кисти можно использовать как натуральные, так и синтетические, с мягким ворсом. Кисти из щетины и жесткой синтетики применяются для эффектов - разводов, набрызгов и полос.
На кисточку нужного размера набирается глазурный шликер и наносится на обожженное изделие в 1-5 слоев в зависимости от плотности глазури, спеченности изделия и художественного замысла. Каждый слой глазури нужно просушить перед нанесением следующего. Мазки кисти располагаются в каждом слое перпендикулярно мазкам предыдущего слоя, чтобы покрытие было ровным.
Набрызг. На обожженное и покрытое глазурью изделие наносятся брызги и крапинки кистью из щетины или специальной щеточкой для набрызга. Щеточку с глазурью вращают вокруг оси. Щетинки ударяются о металлическую иглу и брызгают глазурью на изделие.
Тампонирование. Для этой техники на изделие первым слоем наносится белая эмаль методом окунания. Последующие слои можно наносить губкой разных конфигураций и текстур. Губку окунают в густой глазурный шликер и, прикасаясь окрашенной губкой к изделию, оставляют цветные отпечатки на слое белой глазури. Сверху изделие слегка "припыляют" (толщина слоя 0,5 мм) бесцветной глазурью с помощью пульверизатора. Это поможет выровнять слой глазури и придаст изделию дополнительный глянец.
Изделия часто нужно заглазуровать изнутри. В этом случае сначала глазуруется как раз внутренняя часть, затем внешняя. Изделие наполняют глазурным шликером (на 1/3 объема или больше), а затем, наклоняя, быстро вращают его в руках над емкостью и одновременно струей выливают избыток глазури. Нужно равномерно и полностью «охватить» глазурью внутреннюю часть изделия, так как исправить непрокрасы и неровности слоя будет сложно. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность изделия, ее нужно аккуратно убрать влажной губкой.
- для пульверизации, набрызга: плотность глазури 1340-1360 кг/м3
- для полива, окунания, тампонирования губкой: плотность глазури 1360-1400 кг/м3
- для покрытия или росписи кистью: плотность глазури 1380-1450 кг/м3
Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Перед началом работы нужно подготовить изделия к декорированию.
На поверхности утиля не должно быть пыли, жира, посторонних веществ. Руки (или перчатки) должны быть чистыми и сухими. Выберите глазури, которые будете использовать, и убедитесь, что они подходят к керамической массе по температуре и КТР.
Глазурование требует внимательности и аккуратности. Работать нужно не спеша, контролируя ровность покрытия и толщину слоя (она не должна превышать 2-3 мм).
Существует несколько способов нанесения глазури на изделие.
Пульверизация. Обожженное изделие ставят на турнетку и помещают в камеру с вытяжкой. В пульверизатор (пульфон) набирают глазурный шликер. С помощью сжатого воздуха, поступающего от компрессора, вращая турнетку, наносят ровный слой глазури по кругу сверху вниз. Операцию повторяют 3-5 раз для ровного покрытия. Каждый слой глазури просушивается перед напылением следующего. Также можно использовать ручной и губной пульфон.
Окунание. Обожженное изделие погружают в глазурь полностью или частично, выдерживают в течение 5-15 секунд и вынимают. Удобнее всего это делать металлическими щипцами.
Полив. Утильное изделие держат щипцами над чистой емкостью. Также можно поставить его на подставку внутри емкости, если размеры позволяют. Сверху поливают глазурью. Стекшую глазурь можно использовать многократно, пока позволяет количество.
Покрытие кистью. Для этой техники глазурь готовится с добавкой под кисть. Кисти можно использовать как натуральные, так и синтетические, с мягким ворсом. Кисти из щетины и жесткой синтетики применяются для эффектов - разводов, набрызгов и полос.
На кисточку нужного размера набирается глазурный шликер и наносится на обожженное изделие в 1-5 слоев в зависимости от плотности глазури, спеченности изделия и художественного замысла. Каждый слой глазури нужно просушить перед нанесением следующего. Мазки кисти располагаются в каждом слое перпендикулярно мазкам предыдущего слоя, чтобы покрытие было ровным.
Набрызг. На обожженное и покрытое глазурью изделие наносятся брызги и крапинки кистью из щетины или специальной щеточкой для набрызга. Щеточку с глазурью вращают вокруг оси. Щетинки ударяются о металлическую иглу и брызгают глазурью на изделие.
Тампонирование. Для этой техники на изделие первым слоем наносится белая эмаль методом окунания. Последующие слои можно наносить губкой разных конфигураций и текстур. Губку окунают в густой глазурный шликер и, прикасаясь окрашенной губкой к изделию, оставляют цветные отпечатки на слое белой глазури. Сверху изделие слегка "припыляют" (толщина слоя 0,5 мм) бесцветной глазурью с помощью пульверизатора. Это поможет выровнять слой глазури и придаст изделию дополнительный глянец.
Изделия часто нужно заглазуровать изнутри. В этом случае сначала глазуруется как раз внутренняя часть, затем внешняя. Изделие наполняют глазурным шликером (на 1/3 объема или больше), а затем, наклоняя, быстро вращают его в руках над емкостью и одновременно струей выливают избыток глазури. Нужно равномерно и полностью «охватить» глазурью внутреннюю часть изделия, так как исправить непрокрасы и неровности слоя будет сложно. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность изделия, ее нужно аккуратно убрать влажной губкой.
- для пульверизации, набрызга: плотность глазури 1340-1360 кг/м3
- для полива, окунания, тампонирования губкой: плотность глазури 1360-1400 кг/м3
- для покрытия или росписи кистью: плотность глазури 1380-1450 кг/м3
Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях