Что такое ангоб
Ангоб — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность сырого или обожженного изделия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания художественного и рельефного рисунка и др. Цветные ангобы обычно содержат некоторое количество пигмента и флюса, которые придают окраску и блеск. В зависимости от содержания флюса, ангобы делятся на матовые, шелковисто-матовые и глянцевые. С увеличением температуры обжига матовый ангоб может стать глянцевым.
Цветные ангобы можно разбавлять водой и смешивать между собой. С помощью ангобов можно добиться очень тонких и естественных оттенков и переходов цвета, которые невозможно получить с использованием одних только глазурей.
Техники и методы применения ангоба
Ангобирование может применяться для разных задач: полностью перекрыть цвет массы, получить более гладкую поверхность или декорировать изделие. Есть несколько способов нанесения ангобов на черепок:
- Покрытие или рисование кистью - способ, при котором поверхность черепка полностью или частично покрывается ангобом с помощью кисти. Для удобства работы в ангоб можно замешать добавку "под кисть", чтобы мазок был более равномерным и дольше сох. Покрытие кистью подходит как для необожженых, так и для утильных изделий.
- Небольшие изделия можно покрывать окунанием. Во избежание натеков ангоба на нижние края изделие рекомендуется сразу же затирать, не допуская высыхания ангоба. Для окунания ангоб также можно навести с использованием добавки "под кисть", чтобы не оставалось потеков. Этот способ подходит только для необожженных изделий.
- Ангобирование пульверизацией применяют, когда нужно максимально аккуратно покрыть рельефное изделие, нанести ангоб тонким и ровным слоем или сделать деликатную цветовую растяжку. Способ подходит для изделий в любом состоянии влажности, в том числе для утиля, но шликер должен быть достаточно жидким.
Покрывать черепок ангобом можно как по сырцу (чаще - в кожетвердом состоянии), так и по утилю. Важно, чтобы поверхность изделия была чистой и обезжиренной. Наносить ангоб следует тонким слоем, стараясь максимально охватить всю поверхность. После высыхания первого слоя наносят следующий слой. Обычно достаточно толщины покрытия 1 мм. При художественном декорировании ангобами сначала наносят фон, а затем передние и более мелкие детали.
Существуют разные художественные техники ангобирования:
- Рожковая роспись - способ росписи ангобом с помощью пластиковой калячницы. Ангобная суспензия для этой техники должна быть достаточно густой, как правило, ее готовят с добавкой "под кисть". Рисунок, сделанный таким способом, получается объемным, рельефным.
- Сграффито - техника процарапывания рисунка по верхнему слою ангоба таким образом, что становится виден нижний слой (основной глины или дополнительного слоя ангоба), отличающийся по цвету. Причем процарапывать таким образом узор можно как по сырому (кожетвердому или высохшему) изделию, так и по обожженному на утиль. Процарапывание рисунка по слегка влажной поверхности может дать приятные нюансные переходы полутонов от ангоба к ангобу/массе. Сграффито по утилю требует полной просушки нанесенного слоя ангоба и работы в перчатках. В этом варианте наносить глазурь рекомендуется пульфоном. Для сграффито "по обожженному" подойдет не каждый ангоб, нужно делать пробники.
- Техника фляндровки требует определенной сноровки: на изделие наносят несколько цветов ангоба с помощью калячницы: одну широкую белую линию и несколько цветных узких полосок последовательно друг за другом. Затем острым тонким инструментом как бы сдвигают границы разных цветов, водя острием вверх-вниз, перпендикулярно границе цветов. Это нужно делать быстро, пока ангоб не высох и хорошо смешивается между собой. Увеличить время высыхания ангоба можно с помощью добавки "под кисть". Техника фляндровки используется только по необожженной заготовке.
- Мраморизация - способ создания абстрактного рисунка, напоминающего разводы на мраморе, ангобами разных цветов. Есть два способа добиться такого эффекта:
- покрыть изделие сплошным слоем белого ангоба методом полива. Затем, пока ангоб еще не подсох, изделие ставят на турнетку, наносят пятна цветных ангобов и быстро вращают, периодически встряхивая заготовку. Так же как для методов фляндровки и рожковой росписи, ангоб для этой техники нужно готовить с помощью добавки "под кисть", чтобы замедлить скорость его высыхания.
- окунуть изделие в ангобный шликер базового цвета, в который уже заранее добавлены цветовые акценты других ангобов.
Основные характеристики ангобов
По своему составу и функции ангобы занимают промежуточное место между керамической массой и глазурью и делятся на глинисто-песчаные и флюсные. Глинисто-песчаные ангобы остаются пористыми. Флюсные ангобы включают в свой состав плавни, что делает их поверхность после обжига более спеченной и даже иногда блестящей. Температура обжига ангобов может быть любой, в зависимости от того, какая глина использовалась в качестве основы, и того, есть ли в составе ангоба плавни.
В качестве пластичного материала для основы ангоба применяют, как правило, отмученные светлые глины, а в качестве отощающей добавки - белый кварцевый песок.
Пример состава простого белого ангоба: 37% белой глины, 26% мела и 37% кварцевого песка
Перед применением ангоба рекомендуется сделать пробники, чтобы отработать плотность суспензии, необходимое количество добавки под кисть, состояние черепка для нанесения и оптимальную толщину ангобного слоя. Слишком густой ангоб сохранит следы от кисти и будет плохо разравниваться, слишком жидкий не ляжет достаточным слоем. Очень тонкий слой может выгореть под глазурью, а слишком толстый - потрескаться при сушке и даже отвалиться. Так что пробники необходимо обжечь на конечную температуру, чтобы убедиться, что основная масса и ангоб хорошо подходят друг другу по усадке и КТР.
В зависимости от химического состава глазури, которой будет покрыто изделие, может меняться и оттенок ангоба под ней, поэтому пробники имеет смысл также глазуровать.
Декорирование ангобами имеет ряд преимуществ перед покрытием цветными глазурями: цвета сырых ангобов лишь незначительно отличаются от их внешнего вида после обжига - как правило, они становятся ярче и насыщеннее, тогда как глазури зачастую меняются кардинально. Ангобы можно смешивать между собой, как краски, потому что их окраска обусловлена пигментами. Роспись ангобами позволяет получить очень тонкий, четкий рисунок, без риска, что он расплывется во время обжига. Рисовать ими можно в прямом смысле как обычными красками.
Но любое покрытие ангобом предполагает покрытие слоем бесцветной глазури, потому что ангоб сам по себе не обеспечивает водооталкивающего глянцевого покрытия.
Следует помнить, что при разбавлении водой получается более тонкий слой ангоба на изделии, который во время обжига при высокой температуре может выгореть. Ангобы должны соответствовать керамической массе по температуре обжига.
Изготовление ангобов для керамики
Самый простой состав ангоба - это светлая глина и пигмент. В зависимости от задачи в ангоб вводятся флюсы и добавки для удобства нанесения.
Если вы хотите самостоятельно приготовить ангобы, учтите несколько нюансов:
- лучше всего взять свою рабочую светлую массу, так вы избежите проблем с подгоном материалов по КТР. Обязательно пропустите полученный шликер через сито, чтоб отсеять шамот, другие крупные частицы и получить максимально однородную суспензию;
- вводите добавку под кисть, чтобы сделать шликер более текучим и менее быстросохнущим;
- если хотите сделать ангобы более спекающимися, добавьте небольшое количество прозрачной глазури.
Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях