Ангобирование
1 сентября 2023
Как использовать ангобы?
Перед применением приготовленные ангобы должны быть процежены через сито, чтобы не было комков. Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту. Если он будет слишком сильно разбавлен водой, рисунок получится нечетким, а слишком густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Поверхность изделия должна быть ровной, гладкой и без дефектов. Перед росписью изделие очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Для определения рабочей плотности можно использовать ареометр (его оптимальный показатель должен составлять 1,55-1,6 г/см3). При его отсутствии можно воспользоваться обычной кисточкой: когда кисть вынута из ангоба, должна образоваться капля, которая будет долго висеть, не падая.
Толщина слоя ангоба не должна превышать 2 мм: толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может выгореть.
Ангоб и ангобируемые изделие должны иметь одинаковые КТР (коэффициенты термического расширения).
Ангобы наносят на изделия в кожетвердом состоянии, на высушенное изделие или даже на утильное - в зависимости от техники росписи. Иногда ангобы применяют как промежуточный слой между черепком и глазурью, также они могут служить грунтом для подглазурной росписи. По составу ангобы подразделяют на глинисто-песчаные, флюсные и так называемые античные лаки.
Глинисто-песчаные ангобы содержат глину, каолин, песок или молотый шамот, мел. Если ангоб должен быть цветным, к нему добавляют окрашивающие оксиды металлов (пигменты, шпинели). Применяются только на сырое изделие или подсушенное до кожетвердого состояния.
Флюсные ангобы кроме перечисленных компонентов включают еще плавни (соединения свинца, фтора, полевые шпаты либо бесцветную глазурь). Применяются на разных стадиях изготовления: на сырое изделие, кожетвердое, сухое и даже утильное.
Античные лаки – те же флюсные ангобы, только представляющие собой особо тонкую взвесь частиц в воде. При обжиге они образуют тонкие покрытия с высокими декоративными качествами. Применяются для кожетвердого, сухого и утильного состояния изделия.
Способы ангобирования:
Рожковая роспись – в пластиковую калячницу набирают шликерный ангоб и, водя по поверхности изделия, не касаясь насадкой самого изделия, наносят рисунок заметной рельефности. Затем изделие с рисунком высушивают и обжигают, покрывают бесцветной глазурью и повторно обжигают. Чтобы ангобом долго можно было пользоваться и он был более густым, его смешивают с добавкой под кисть. По плотности ангоб должен быть похожим на густую сметану. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до того же состояния, что само изделие.
Сграффито – способ декорирования керамических изделий путем процарапывания верхнего тонкого слоя ангоба до нижнего, отличающегося по цвету. Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм) и подсушивается. Затем наносится второй слой ангоба контрастного цвета, подсушивается и процарапывается до предыдущего слоя. Слой ангоба может быть и один, в этом случае процарапанный рисунок будет цвета глины, из которой состоит изделие. Слои наносятся кистью или с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. По плотности ангоб должен быть похож на жидкую сметану. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью.
Фляндровка: на изделие наносят несколько цветов ангоба, выдавливая их из резиновой калячницы полосками последовательно друг за другом. Затем острым тонким инструментом наносят перпендикулярные рисунки. Этот способ делают быстро, так как ангоб быстро высыхает и не может дать нужной растяжки. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго и он оставался текучим, плотным, его дополняют добавкой под кисть. Ангоб должен быть сравнительно жидким. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до того же состояния, что и изделие.
Мраморизация:
А) изделие покрывают сплошным слоем ангоба (обычно белого), поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным, его дополняют добавкой под кисть.
Б) в емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки убирают влажной губкой. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.
Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. На кожетвердое изделие наносятся цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создается слой для последующей подглазурной росписи. Этот способ подходит для декорирования изделия в сыром, кожетвердом, сухом и утильном состоянии.
Окунание – в готовый ангоб можно окунать только небольшие изделия. При этом их нужно держать руками, так как необожженное изделие не выдержит нажима от щипцов. Во избежание натеков ангоба на донце изделие рекомендуется сразу же затирать, не допуская высыхания ангоба. Этот способ подходит только для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.
Пульверизация – для ангобирования рельефных изделий наиболее совершенным является способ пульверизации, при котором ангоб распыляется посредством сжатого воздуха и заполняет все углубления и выступающие части изделия. Этот способ можно использовать и для ровного покрытия одним цветом или если необходимо сделать более тонкую цветовую растяжку. Пульверизация подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих (каждый слой необходимо просушить, чтобы изделие не размокло) и даже обожжённых на утиль. Для этого способа ангоб разводится до наиболее жидкой консистенции. Для улучшения прилипания можно использовать добавку под кисть.
Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Перед применением приготовленные ангобы должны быть процежены через сито, чтобы не было комков. Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту. Если он будет слишком сильно разбавлен водой, рисунок получится нечетким, а слишком густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Поверхность изделия должна быть ровной, гладкой и без дефектов. Перед росписью изделие очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Для определения рабочей плотности можно использовать ареометр (его оптимальный показатель должен составлять 1,55-1,6 г/см3). При его отсутствии можно воспользоваться обычной кисточкой: когда кисть вынута из ангоба, должна образоваться капля, которая будет долго висеть, не падая.
Толщина слоя ангоба не должна превышать 2 мм: толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может выгореть.
Ангоб и ангобируемые изделие должны иметь одинаковые КТР (коэффициенты термического расширения).
Ангобы наносят на изделия в кожетвердом состоянии, на высушенное изделие или даже на утильное - в зависимости от техники росписи. Иногда ангобы применяют как промежуточный слой между черепком и глазурью, также они могут служить грунтом для подглазурной росписи. По составу ангобы подразделяют на глинисто-песчаные, флюсные и так называемые античные лаки.
Глинисто-песчаные ангобы содержат глину, каолин, песок или молотый шамот, мел. Если ангоб должен быть цветным, к нему добавляют окрашивающие оксиды металлов (пигменты, шпинели). Применяются только на сырое изделие или подсушенное до кожетвердого состояния.
Флюсные ангобы кроме перечисленных компонентов включают еще плавни (соединения свинца, фтора, полевые шпаты либо бесцветную глазурь). Применяются на разных стадиях изготовления: на сырое изделие, кожетвердое, сухое и даже утильное.
Античные лаки – те же флюсные ангобы, только представляющие собой особо тонкую взвесь частиц в воде. При обжиге они образуют тонкие покрытия с высокими декоративными качествами. Применяются для кожетвердого, сухого и утильного состояния изделия.
Способы ангобирования:
Рожковая роспись – в пластиковую калячницу набирают шликерный ангоб и, водя по поверхности изделия, не касаясь насадкой самого изделия, наносят рисунок заметной рельефности. Затем изделие с рисунком высушивают и обжигают, покрывают бесцветной глазурью и повторно обжигают. Чтобы ангобом долго можно было пользоваться и он был более густым, его смешивают с добавкой под кисть. По плотности ангоб должен быть похожим на густую сметану. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до того же состояния, что само изделие.
Сграффито – способ декорирования керамических изделий путем процарапывания верхнего тонкого слоя ангоба до нижнего, отличающегося по цвету. Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм) и подсушивается. Затем наносится второй слой ангоба контрастного цвета, подсушивается и процарапывается до предыдущего слоя. Слой ангоба может быть и один, в этом случае процарапанный рисунок будет цвета глины, из которой состоит изделие. Слои наносятся кистью или с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. По плотности ангоб должен быть похож на жидкую сметану. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью.
Фляндровка: на изделие наносят несколько цветов ангоба, выдавливая их из резиновой калячницы полосками последовательно друг за другом. Затем острым тонким инструментом наносят перпендикулярные рисунки. Этот способ делают быстро, так как ангоб быстро высыхает и не может дать нужной растяжки. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго и он оставался текучим, плотным, его дополняют добавкой под кисть. Ангоб должен быть сравнительно жидким. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до того же состояния, что и изделие.
Мраморизация:
А) изделие покрывают сплошным слоем ангоба (обычно белого), поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным, его дополняют добавкой под кисть.
Б) в емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки убирают влажной губкой. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.
Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. На кожетвердое изделие наносятся цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создается слой для последующей подглазурной росписи. Этот способ подходит для декорирования изделия в сыром, кожетвердом, сухом и утильном состоянии.
Окунание – в готовый ангоб можно окунать только небольшие изделия. При этом их нужно держать руками, так как необожженное изделие не выдержит нажима от щипцов. Во избежание натеков ангоба на донце изделие рекомендуется сразу же затирать, не допуская высыхания ангоба. Этот способ подходит только для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии.
Пульверизация – для ангобирования рельефных изделий наиболее совершенным является способ пульверизации, при котором ангоб распыляется посредством сжатого воздуха и заполняет все углубления и выступающие части изделия. Этот способ можно использовать и для ровного покрытия одним цветом или если необходимо сделать более тонкую цветовую растяжку. Пульверизация подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих (каждый слой необходимо просушить, чтобы изделие не размокло) и даже обожжённых на утиль. Для этого способа ангоб разводится до наиболее жидкой консистенции. Для улучшения прилипания можно использовать добавку под кисть.
Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях