История появления керамики раку
Обжиг раку в нашем привычном понимании - совсем не то, что керамика раку в изначальном смысле, хотя первое логичным образом происходит из второго. Однако же ошибкой будет говорить, что современный обжиг раку с эффектом восстановления - это древняя японская технология. Чтобы разобраться в этом, начнем с самого начала.
Итак, изначально керамика раку - действительно японский феномен, однако назвать его "древним" будет большой натяжкой: он возник во второй половине XVI века как отклик на перемены, произошедшие в философии чайной церемонии под влиянием мастера Сэн Рикю. Основоположником этой керамической традиции стал мастер Тёдзиро.
Традиции чаепития известны в Японии как минимум с IX века, но поскольку заимствованы они были из Китая, то и правила чайного ритуала были китайские. Но к XII веку чайная церемония начинает приобретать специфические японские черты.
В эпоху Момояма (1573-1615) окончательно формируется философия и стиль ваби, а ведущей фигурой в мире чая становится мастер Сэн Рикю; возникает запрос на новую чайную посуду. Если раньше чайная утварь, происходившая из Японии, Китая и Кореи, была нарядной и декоративной, то теперь это исключительно местного производства, слепленные вручную, неброские и неидеальные чаши, полностью отвечающие духу ваби.
Чаши делает мастер Танака Тёдзиро, которому правитель Японии Тоётоми Хидэёси дарует именную печать «раку» (иероглиф, обозначающий "радость, наслаждение"), и вот тогда слово «раку» становится фамильным. Так появляется семья Раку, которая до сегодняшнего дня занимается производством чаш раку, не меняя аутентичной технологии и сохраняя традиции.
Мастерская располагалась в Киото, где чаши раку - толстостенные, зачастую асимметричные тяваны с неровным краем - лепились исключительно вручную. После формовки из подсохшей массивной заготовки специальным шпателем удалялась лишняя глина - около 70% от всей массы заготовки. Такой способ формовки разительно отличается от работы на гончарном круге и несет на себе очень яркий отпечаток индивидуальности мастера.
- Черные чаши - низкого (до 1000 градусов) обжига из красной пористой массы, покрытые черной свинцовой глазурью с содержанием железа.
- Красные чаши - более высокотемпературные (1150 - 1200 градусов) также из красножгущейся массы, но уже с бесцветной глазурью.
Отличительной особенностью технологии было то, что чаши извлекались из печи на пиковой температуре и подвергались экстремальному охлаждению на воздухе, в результате чего поверхность глазури становилась неоднородной и бугристой.
А еще чаши дома Раку - это штучное производство. Для обжига чаш использовались очень маленькие печи, в печь для черных чаш помещалась одна чаша, в печь для красных - до четырех.
Современное нам, западное, или европейское раку было "изобретено" американским керамистом Полом Солднером после знакомства с книгой Бенарда Лича "The Potters Book". В книге Лич описал свое знакомство с японской керамической традицией во время своего ученичества в Японии. Пол Солднер переосмыслил идею на свой манер, оставив за ней название "раку", но сильно отдалившись от первоначальной традиции. Так появилось то, что мы часто по ошибке считаем "древней японской технологией".
Техника
Привычное нам раку - это обжиг с быстрым поверхностным восстановлением глазурей, когда глазурованный утиль доводится до момента созревания глазури, после чего раскаленная, светящаяся керамика вытаскивается из печи специальными щипцами и быстро помещается в баки с органикой: бумагой, опилками, листьями и так далее. Баки закрывают крышкой, чтобы перекрыть доступ кислорода, горение органики выжигает весь кислород и начинает забирать его из оксидов металлов. Так происходит восстановление оксидов металлов, содержащихся в глазурях. Как итог, получаются изделия с радужными пленками побежалости, ярким металлическим блеском и эффектом копчения.
Открытая часть черепка окрашивается в серо-черные тона дымлением, а трещины в глазури становятся контрастно черными.
Через некоторое время баки открывают, изделия снова вытаскивают щипцами и помещают в воду, чтобы остановить реакцию и “запечатать” результат. После остывания наступает этап очистки черепка и глазурей от прикипевших остатков органики.
Глина. Во время процесса раку изделие подвергается сильному тепловому удару, следовательно, нужно использовать прочную огнеупорную глину.
Моделирование. Способ формовки выбирается в соответствии с составом глиняной смеси. Например, для работы на гончарном круге требуется огнеупорная и мелкозернистая глина.
Обжиг. Первый обжиг производится при температуре 850-950°С.
Декорирование. Может осуществляться с помощью кисти, напыления или окунания. Отличительная особенность стиля раку состоит в том, что керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки глины; цвет глины меняется от серого до черного. В продаже имеются прозрачные глазури и фритты, цветные и непрозрачные эмали, которые плавятся от 800 до 1000°С, при их применении структура изделия не меняется. Если эмаль слишком вязкая, её можно разбавить на 50% прозрачной глазурью. Если вы хотите сделать глазурь непрозрачной, добавьте оксид олова в количестве 25-30% от общего веса смеси. Оксид олова в сочетании с оксидом меди придает глазури розовато-красный цвет при обжиге в восстановительной среде.
Второй обжиг. Может осуществляться в электрической печи, но лучше в газовой.
Нэкед (naked, голое) раку - разновидность раку-обжига, когда изделие покрывается плотным слоем специального состава. В момент, когда раскаленное изделие вынимают из печи и помещают в опилки, покрытие трескается, и продукты горения органики проникают в трещины, достигая черепка. После остывания “скорлупа” покрытия снимается, и на поверхности работы остается очень интересный характерный узор.
Выбор материалов для техники раку
Из-за резкого термоудара на этапе перемещения изделий из печи в бак с органикой не каждая керамическая масса подходит для раку-обжига. Выбирайте массы с шамотом, пористые, либо специальные массы с пометкой “для раку”. Тонкозернистая, плотно спекающаяся масса не выдержит резкого перепада температур.
Глазури можно брать любые, но не на всех проявится эффект восстановления. Если вы хотите добиться характерного для раку-обжига металлического блеска, берите специальные “раку-глазури” или выбирайте из обычного ассортимента глазури с медью, железом и другими металлами.
Из-за большого количества дыма такие обжиги, как правило, проводят на улице, так что лучше всего подойдет газовая печь. Также понадобятся специальные длинные щипцы и жаропрочные краги.
От вида органики, в которую будут помещены раскаленные изделия, зависит эффект, поэтому смело пробуйте разные варианты и сравнивайте. В конце концов, именно экспериментальный, художественный подход и опора на интуицию и опыт мастера - то, что связывает изначальную керамику раку и нашу современную интерпретацию.
В разделе Печи для обжига керамики можно выбрать специальную газовую печь для этой техники.Статью подготовила технолог Керамистам.ру Александра Золотарёва
Вам также могут понравиться
Больше полезного
В чате Телеграмм мы отвечаем на вопросы. Подписывайтесь:
Оставайтесь в курсе
Получайте на почту информацию об акциях