Керамистам.ру купить гончарный круг, печь для обжига керамики

Информационные источники

Литература:
1. Августиник А.И. Керамика, изд.2, Л. Стройиздат, 1975, 592 с.
2. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики (практическое руководство в учебных мастерских). Изд. литературы по строительству, Л., 1971, 303 с.
3. Химическая технология керамики. Учеб. пособие для вузов под ред. И.Я. Гузмана, М., ООО РИФ “Стройматериалы”, 2003, 496 с.
4. Химический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1983, 792 с.
5. Фасеева Г.Р. и др. (2010). Влияние карбонатсодержащих пород на свойства керамических материалов. Вестник Казанского технологического университета, № 8.
6. Cultrone G. et.al (2001). Carbonate and silicate phase reactions during ceramic firing. Eur. J. Mineral., 13, 621-634.
7. Serra M.F. et.al (2013). Firing transformations of an argentinean calcareous commercial clay. Ceramica, 59, 254-261.
8. Trindade M.J. et.al (2009). Mineralogical transformations of calcareous rich clays with firing: A comparative study between calcite and dolomite rich clays from Algarve, Portugal. Applied Clay Science, 42, 345–355.

Виды пигментов

Пигменты предназначены для окрашивания глазурей, ангобов и керамических масс.
Виды пигментов:
1) простые оксиды – СuO, Cr2O3, CoO, MnO2 и  др.;
2) кальцинированные пигменты – это сложные оксиды и минералы, синтезированные при высоких температурах;
3) бескислородные пигменты, селен-кадмиевые;
4) металлические коллоиды серебра Ag, золота Au и др.
Для окрашивания керамических масс обычно используют дешевые пигменты - оксиды. Следует помнить, что некоторые из оксидов разлагаются во время обжига с выделением кислорода – это оксиды марганца MnO2, меди Сu2O, железа Fe2O3 и др. Присутствие этих оксидов в керамической массе (> 9 %) может привести к дефектам глазури в политом обжиге, пузырям и проколам. Обжиг  таких масс, например РМ (MnO2 - 12 %), следует вести по специальному графику (таблица  4)
Для окрашивания непрозрачных глазурей и ангобов чаще применяют кальцинированные пигменты, так как они более устойчивы в химическом отношении и дают более насыщенный цвет, также они безопасны для пищевой посуды. В производстве прозрачных цветных глазурей чаще используются оксиды, так как они лучше сплавляются с фриттой, не оставляя при этом  кристаллов, что дает чистый насыщенный цвет. Фриттованные цветные глазури также безопасны для пищи. Прозрачные цветные глазури обладают более низкой вязкостью по сравнению с непрозрачными глазурями, поэтому они более текучие.
Белые непрозрачные глазури не содержат никакого “белого” пигмента. После обжига в них остаются мелкие бесцветные кристаллы так называемых оксидов глушителей – цинка ZnO, олова SnO2, циркония ZrO2, которые в значительной степени рассеивают световые лучи и придают поверхности сплошной белый цвет.
Селен-кадмиевые Se-Cd пигменты дают очень яркие и насыщенные красно-оранжевые цвета. Но они используются только для декорирования, но не для посуды. Кроме того, применение этих пигментов требует хорошей вытяжной вентиляции в помещении для обжига.
Металлические коллоиды благородных металлов применяются в небольшом количестве, так как они достаточно дороги.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Список использованной литературы находится здесь.

Что такое ангоб?

Ангоб  — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность сырого или обожженного изделия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания художественного и рельефного рисунка и др. Цветные ангобы обычно содержат некоторое количество пигмента и флюса, которые придают окраску и блеск. В зависимости от содержания флюса, ангобы могут быть матовые, шелковисто-матовые и глянцевые. С увеличением температуры обжига матовый ангоб может стать глянцевым.
Цветные ангобы  можно разбавлять водой и смешивать между собой. С помощью ангобов можно получить очень тонкие и естественные оттенки и переходы цветов, которые невозможно получить  с использованием только глазури. Следует помнить, что при разбавлении водой, получается более тонкий слой ангоба на изделии, который во время обжига при высокой температуре может выгореть. Ангобы должны соответствовать керамической массе по температуре обжига.
Наносить ангоб следует тонким слоем, стараясь максимально охватить всю поверхность. После высыхания первого слоя, наносят следующий слой. Обычно достаточно толщины покрытия 1 мм.
При художественном декорировании ангобами, сначала наносят фон, а затем передние и более мелкие детали.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Список использованной литературы находится здесь.

Безопасность глазурей

Пищевые и непищевые глазури. По безопасности применения для пищевой посуды, глазури делятся на содержащие свинец и бессвинцовые глазури. По санитарным нормам глазури, содержащие свинец Pb, запрещено использовать для изготовления изделий, контактирующих с пищей. Также не используются для посуды глазури, содержащие мышьяк As, кадмий Сd, селен Se.  Оксиды меди СuO и Cu2O, хрома Cr2O3, кобальта CoO, марганца MnO и Mn2O железа FeO и Fe2O3 и др. способны растворяться в пищевых кислотах, поэтому для них существуют нормы по предельно допустимым концентрациям в жидкости*. Следует сказать, что использование фриттованных глазурей на порядок снижает растворимость указанных оксидов в пищевых кислотах. Кроме того, большинство цветных глазурей фирмы Prodesco содержат кальцинированные пигменты – это пигменты, представляющие собой сложные оксиды, синтезированные при высоких температурах из простых оксидов или их солей.  Кальцинированные пигменты не растворяются в пищевых кислотах, поэтому окрашенные этими пигментами глазури  могут использоваться для пищевой посуды. В частности, это серии цветных глазурей – EOSP, EMSP,  ETSP, и бессвинцовые эффектарные глазури серии EESP.
Также для посуды можно использовать высокотемпературные глазури Prodesco кроме O-10565.
*Если Вы предполагаете использовать глазури, содержащие вышеперечисленные оксиды,  для изготовления посуды, контактирующей с пищей, и у Вас отсутствуют сведения о безопасности этих глазурей , а также если вы не уверены в качестве глазури, то Вы должны  провести исследование изделий (изготовленных и обожженных в условиях Вашей мастерской) в специальной лаборатории и получить соответствующее заключение.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Список использованной литературы находится здесь.

Советы при работе с глазурями

1. Для предотвращения оседания и слеживания глазури, в глазурный шликер добавляют специальные вещества – дефлокулянты. Это неорганические соли – электролиты или органические соединения с особой молекулярной структурой, препятствующие слипанию частиц суспензии (Suspensivo).
2. Для замедления высыхания глазури, при работе кистью, часть воды при разведении следует заменить на Monocol V в пропорции, указанной в статье «Приготовление глазурного шликера».
3. Перед применением глазурь следует хорошо размешать и пропустить через мелкое сито.
4. Для того чтобы глазурование было качественным, изделие предварительно очищают (с помощью кистей, щеток или сжатого воздуха).
5. Изделие, покрытое глазурью, нельзя без необходимости трогать руками, а также оставлять надолго необожженным.
6. Изделие, покрытое очень текучими глазурями, должно быть очищено от глазурного слоя на 0.2-1.7 см от донышка. Такие изделия обжигают в печи на специальных подставках – косточках.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Список использованной литературы находится здесь.

Что такое глазурь?

Глазурь – стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия, которое выполняет как декоративную, так и санитарно-гигиеническую функцию. Глазурью также называют исходный материал, который после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие.
Глазури различаются по составу и температуре обжига. Низкотемпературные глазури – для низкотемпературных масс (гончарных и майолики), а также средне и высокотемпературные глазури – для каменных масс и фарфора.
Большинство глазурей для художественной керамики – это фриттованные глазури, которые состоят из тонкомолотого стекла (фритты), или фритты, пигмента и других добавок. Фритта производится заранее путем сплавления исходных компонентов в стеклянную массу, с последующим разливом ее в воду и дальнейшим измельчением. Нефриттованные (сырые) глазури, состоят из смеси исходных компонентов. Как правило, это высокотемпературные глазури, содержащие полевой шпат, тонкомолотый кварц и др. компоненты.
Глазури бывают: цветные и базовые (бесцветные и белые), прозрачные и непрозрачные (эмали), глянцевые и матовые, а также глазури с каким-либо эффектом. Также глазури могут быть дихроичные (2-ух цветные), люстровые (переливчатые), кракле (с трещинами), раку (для восстановительного обжига) и т.д.
Выбор глазури – осуществляется не только исходя из художественных целей, когда выбираются такие свойства глазури как цвет, матовость, эффект (с учетом рельефа и текстуры поверхности). Важны также и технологические параметры, в первую очередь, это температура обжига (Тобж) и коэффициент термического расширения (КТР), по которым глазурь и керамическая масса должны быть согласованы. Также важно учитывать безопасность использования: для чего используется глазурь, для пищевых или только декоративных целей. Кроме того, следует иметь в виду, что на разных керамических массах глазурь может выглядеть по-разному, и прежде, чем приобретать большие количества глазури, следует сделать пробник или посоветоваться со специалистом.

Статья подготовлена сотрудниками Компании: технологом-консультантом Ольгой Анатольевной Хлебородовой и руководителем учебно-методического отдела Оксаной Александровной Кондрашиной.
Список использованной литературы находится здесь.

Разведение ангобов

Консистенция ангобов при разведении зависит от способа нанесения и от заготовки, на которую наносится ангоб (сырая, кожетвердая*, сухая или утиль).
Температура обжига керамической массы и ангоба должны быть согласованы.
рецепт.jpg
*Кожетвердой заготовкой называют сформованное изделие, которое уже потеряло часть влаги, но полностью не высохло.
Фото:
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 7 | След.
Керамистам.ру купить гончарный круг, печь для обжига керамики